Сдвг можно перерасти и вылечить


Проходит ли СДВГ с возрастом

Проходит ли СДВГ с возрастом

Не все дети с СДВГ оставляют свой знаменитый след в истории. Более того, примерно 50 % детей, страдающих синдромом СДВГ, переходят во взрослое состояние с этими же проблемами. Но у родителей незримо стоит вопрос: «Невнимательный и гиперактивный – это навсегда?» Отметим, что необычность поведения, характерного для СДВГ, обычно со временем изменяется, ибо центр тяжести заболевания переносится с гиперактивного поведения на нарушение внимательности. Таким взрослым людям трудно найти свое место в жизни, у них возникают проблемы во взаимоотношениях, им сложно создать семью. Из-за низкой самооценки, неуверенности в себе, постоянных проблем с обучением они постоянно меняют место работы, вследствие этого им часто не удается карьера, и они нередко уходят в депрессию, алкоголизм, наркотики. Специалисты считают, что среди них немало тех, кто склонен к суицидальным попыткам. По данным ученых, в исправительных колониях для несовершеннолетних признаки СДВГ есть у 80–90 % осужденных.

С 50-х годов прошлого века ученые активно проводят исследования различных проявлений этого заболевания, пытаются уточнить причины, ищут новые возможности лечения. Тот факт, что число заболеваний возросло в последние годы, связан, прежде всего, с тем, что общество знает больше об этой патологии, родители стали чаще обращаться к врачам, улучшились возможности диагностики. Нам, однако, представляется, что в широких врачебных кругах еще нет достаточной озабоченности этим довольно широко распространенным заболеванием, не всегда в районных поликлиниках принимают все меры для диагностики и целенаправленной терапии. Мы надеемся, что некоторые материалы этой книги помогут молодым врачам использовать ряд новых возможностей в лечении СДВГ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать 

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема — как только ни называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

Особенности поведения

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», — рассказывает невролог Тушинской детской больнице имени З. А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

7 сенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное — не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это — снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает по телефону, а ребенок лишь бы не мешал».

Выдуманный синдром

Активный ребенок — это норма и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз — СДВГ, без оценки этой гиперактивности», — предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ — это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Детей с СДВГ все больше

Число детей с СДВГ выросло во всем мире, и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром — никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечение

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина: «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром — это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация — за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

Диагноз на всю жизнь

СДВГ — это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны, рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становится наркоманами, алкоголиками, ведет асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разномун — некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Спорт в помощь

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта — не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», — рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена Юлия Гусева.

Помощь психолога

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ — это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка — это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга, ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», — предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».

Что почитать родителям ребенка с СДВГ

Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что это книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

Екатерина Мурашова «Дети-»тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Еще интересное:

Почему брак — это не бизнес, или кто должен делать работу по дому

Как делать замечания чужим детям. 6 правил вежливости

Агрессия на площадке и туалетные разговоры. Психолог отвечает на вопросы родителей

news.rambler.ru

Что такое СДВГ и почему его нельзя вылечить, но можно скорректировать

Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только не называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.

«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больницы имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».

Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.

Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам, к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше - читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает в телефонн, а ребенок лишь бы не мешал».

Активный ребенок – это норма, и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».

Число детей с СДВГ выросло во всем мире и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11% школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».

Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.

Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».

Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина. «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем, и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».

СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны. Рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становятся наркоманами, алкоголиками, ведут асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».

У взрослых синдром проявляется по-разному – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».

Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.

Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».

Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».

Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат, и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».


 Рассел Баркли, Кристина Бентон «Ваш непослушный ребенок»

Многие родители детей с СДВГ отмечают, что эта книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.

 Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»

Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.

 Людмила Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»

Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.

 Юлия Гусева «Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»

Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

chips-journal.ru

Что произойдет, если пациент с СДВГ не будет лечиться

Что произойдет, если пациент с СДВГ не будет лечиться

Для этого заболевания является характерным длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдет само по себе, вряд ли целесообразно. Если все же не пройти необходимый курс лечения, то неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь. Из-за сложностей в поведении возникают серьезные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Дети с СДВГ охотно превращают родительский дом в филиал сумасшедшего дома. Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребенка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, доводя семью до краха, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Исследования показали, что родители таких детей часто страдают от чувства вины, страха за свои ошибки, депрессии и семейного кризиса. Здоровые братья и сестры ребенка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, еще и родители уделяют им мало внимания и заботы. Можно понять родителей, которым советуют обратиться с ребенком к врачу. Понятно их смущение, но его обязательно следует преодолеть во имя интересов всех членов семьи и, пусть это не звучит наивно, всего общества.

Если ребенок с СДВГ не посещал детский сад, то с поступлением в школу начинаются первые серьезные страдания. Такие дети не могут концентрироваться, их «внутренний мотор» делает их неусидчивыми. Они мешают учителю вести урок, а в результате многих мелких ошибок получают плохие отметки. В большинстве случаев таким детям не удается без лечения добиться хороших успехов в учебе, даже если тип школы вполне соответствует их развитию. Перспективы тут разные: можно остаться в классе на второй год, или придется уйти в другую школу, что мало отразится на успехах. Бывает, что приходится совсем уйти из школы, не закончив обучение, что значительно снижает шансы хорошо трудоустроиться в будущем.

Уже с детства начинаются проблемы в общении сначала с ровесниками, затем с другими членами общества. Такие дети быстро наталкиваются на неприятие в коллективе: с ними не хотят играть, они не получают приглашение на дни рождения, у них просто нет возможности завязать дружбу со сверстниками. Но если в детстве это еще может нивелироваться общением в семье, то позже возникают непредвиденные ситуации, отягощающие жизнь ребенка. Ведь от такой изоляции страдает чувство собственного достоинства. Уже в подростковом возрасте такие дети вступают в контакт с аутсайдерами. Нередко такой путь ведет к наркотикам и криминальности.

Почему мы говорим очень серьезно о значении излечения не только для ребенка и его семьи, но и для общества? Серьезные исследования убедительно доказали, что, если курс лечения не был пройден, у подростков и взрослых с СДВГ риск злоупотребления и попадания в алкогольную, никотиновую и наркотическую зависимость значительно выше, чем у здоровых людей. У пациентов с СДВГ значительно меньше шансов вылечиться от своей зависимости, чем у больных, не имеющих этого заболевания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Гиперактивность лечится? Или это навсегда?

У меня такой сын.
Его подвижность отмечают все, кто его видит. Кто-то положительно - "какой активный и динамичный мальчик", кто-то отрицательно "всем мешает, всюду лезет". Но отмечают все, причем в любых компаниях.
Нам правда пока 6,3, но я уверена что и в 7,3 он будет таким же.
Ходим на подготовишки - там учителя ему делают замечания за поведение.
Сейчас ему говорю, что если он хочет пойти в школу (а он уже хочет!) то должен вести себя на уроках спокойнее. Вроде действует. (учителя говорят что последнее время легче стало).

С детским психоневрологом ребенок общается регулярно - это просто подруга моей мамы, и моя мама водит внука к ней в гости - ну так, показать, "на всякий случай".
Так вот в конкретно нашем случае никакого диагноза гиперактивность ребенку никогда не ставили. Он однозначно является ребенком с повышенной активностью на фоне окружающих детей. Но он не гипер-активный в смысле медицинского диагноза. И если ему что-то реально интересно, он может заниматься этим час... По-моему для гиперактивного ребенка это принципиально невозможно (но это лучше к врачу).

И я уверена, что это все он с возрастом перерастет. Вопрос сейчас стоит в том, вести ли его в школу в 6,10, или отложить до 7,10. Именно потому, что где-то между 6 и 8мю годами РЕАЛЬНО происходит качественный скачок в усидчивости, в способности слушать и т.д..

Вот думаем еще раз дойти до знакомого психоневролога и проконсультироваться - готов ли ребенок к школе или погодить еще? В готовности оцениваются далеко не мозги, а как раз скорость реакции, усидчивость, утомляемость и т.д.

Ваш сын вероятно еще не был готов, когда его отправили. (у мальчиков возраст готовности в среднем больше, чем у девочек...). Тяжело ему. Постарайтесь помочь - с отдыхом, с равномерными нагрузками, со спортом... И не сильно ругайте. Т.е. ругайте чтобы он понимал что это нехорошо. Но сами держите в уме, что это возрастное.

На всякий случай дойдите до врача, если допускаете мысль что это именно диагноз.

eva.ru

Как лечить СДВГ у детей?

Почти в каждом классе есть ребенок, который ведет себя импульсивно, постоянно отвлекается и не слушает учителя. Обычно на таких детей вешают ярлыки хулиганов, лодырей и лентяев. Однако чаще всего ребенок ведет себя так не по своей вине. Такое поведение – совокупность симптомов СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) – и его можно скорректировать с помощью тщательно подобранного лечения.



Синдром дефицита внимания и гиперактивности начали исследовать относительно недавно – в 70-х годах ХХ века. Одна из основных причин появления этого синдрома у ребенка – неправильное развитие определенных участков мозга. Предпосылки этого заболевания можно увидеть с самого раннего возраста, но клинический диагноз, как правило, ставится в 7-8 лет. В этом возрасте ребенок с СДВГ входит в учебный процесс, и у него начинают активно проявляться симптомы заболевания:

  • Неусидчивость и импульсивность. Ребенок не может спокойно заниматься в классе, он постоянно ерзает, встает, разговаривает, шепчется с одноклассниками и, как следствие, получает замечания. Дома ему трудно усидеть на месте и сделать домашнее задание.

  • Невнимательность. Ребенку очень трудно сконцентрировать внимание на каком-то материале и сосредоточиться на одном скучном занятии длительное время, например, на рисовании или учебном процессе.

  • Трудности в запоминании. Ребенку сложно запомнить, что было на уроке, так как он не может сконцентрироваться на материале. Особенно трудно запоминаются детали какого-то задания и их последовательность.

Ребенок с СДВГ отличается от остальных детей, и это еще больше ухудшает его поведение и усугубляет отношения с окружающими. Он постоянно получает замечания от учителей и насмешки от одноклассников. В результате пропасть между ребенком и всем классом увеличивается. Ребенок это чувствует, ему от этого становится очень плохо и обидно, и он начинает вести себя еще более импульсивно.

Чтобы диагностировать у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, нужно пройти глубинное клиническое интервью. Это поможет выявить конкретные нарушения внимания и понять, когда именно ребенку трудно сосредоточиться, и что его отвлекает. После этого можно приступать к лечению, которое состоит из нескольких компонентов:

  • Медикаментозное лечение. Как правило, специалист назначает стимуляторы – особые лекарства, которые улучшают работу участков мозга, отвечающих за концентрацию внимания. Хотя у лекарств бывают побочные эффекты, задача специалиста – подобрать правильные препараты и их дозировку для конкретного пациента.

  • Поведенческая терапия. Специалист занимается с ребенком и позитивно подкрепляет поведение, которое необходимо развить. Например, ребенка хвалят за то, что он сосредоточился на каком-то материале на большее время, чем это было раньше. Такая терапия очень эффективна, и обязательно добавляется к медикаментозному лечению.

  • Семейная консультация. Дети, которые страдают СДВГ, часто выводят родителей из себя, капризничают и ведут себя агрессивно. Специалист работает с семьей ребенка и объясняет, как правильно реагировать на активное проявление симптомов, чтобы не стимулировать развитие заболевания.

Лечение, которое включает в себя все три компонента, приводит к удивительным результатам. После начала терапии ребенку становится легче сидеть на одном месте, слушать учителя и сосредоточиться на уроке. Ребенок чувствует, что ему проще воспринимать и запоминать материал. С возрастом, человек развивает поведенческие, когнитивные и эмоциональные техники, которые позволяют ему без лекарств справляться со скучными, тяжелыми и нудными занятиями и не проявлять симптомов заболевания.

Семьи, которые приезжают в клинику “Мацпен” на лечение СДВГ, получают полный комплекс лечения, подобранный лучшими израильскими специалистами. Мы делаем все, чтобы помочь ребенку избавиться от симптомов заболевания, а родителям – понять, как правильно справляться с этим синдромом. Если вы хотите узнать больше о том, как проводится индивидуальная помощь детям с СДВГ, вы можете задать свой вопрос через форму обратной связи на нашем сайте.

matzpen.ru

Как оставаться продуктивным с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это неврологическое расстройство, при котором людям очень тяжело долго сосредотачиваться на чём‑либо. По статистике , 4,4% всего взрослого населения страдает от этого нарушения. Люди с таким синдромом испытывают проблемы с трудоустройством, образованием, чаще злоупотребляют алкоголем и попадают в дорожно‑транспортные происшествия.

Однако СДВГ не приговор. Некоторые умудряются адаптироваться к нему. Например, Саша Коллекат.

Саша Коллекат (Sasha Collecutt)

Блогер, специалист по обучению в компании Fusion Sport.

Диагноз СДВГ сильно повлиял на мою карьеру. Я прожила всю свою жизнь, будучи искренне уверенной, что уложиться к дедлайну — всё равно что дотянуться до облаков в небе. Что выбор одежды перед походом на работу может занять всё утро. И что критика обязательно должна быть обескураживающей и расстраивающей.

Я понимала, что мой карьерный опыт ненормален. И это понимание помогло мне: я смогла адаптироваться.

Теперь мне 33 года и у меня есть работа, которую я люблю, в которой я преуспеваю. Каждый новый день приносит мне интересные задачи, которые я могу предусмотреть, оценить и своевременно решить. Многие мои коллеги полагают, что я очень ответственный и организованный человек (что меня саму удивляет).

Разные советы и методики продуктивности, которые хороши для других людей, как правило, не эффективны для меня. И поэтому, чтобы сохранить свою работу и добиться карьерного роста, я поставила себе задачу — найти систему, которая мне поможет. СДВГ обычно оказывает специфическое влияние на исполнительные функции. В моём случае пострадали следующие способности:

  • Рабочая память — то есть способность удерживать в голове информацию в течение короткого отрезка времени. Из‑за проблем с этой характеристикой на работе очень трудно вернуться к выполнению своего задания после того, как вас прервали или отвлекли. По этой же причине людям с СДВГ тяжело следовать сложным инструкциям.
  • Эмоциональная саморегуляция — способность правильно выстраивать своё поведение в зависимости от текущей ситуации. Если у вас нет хорошо развитых навыков эмоционального регулирования, вы будете болезненно реагировать на критику и упускать карьерные возможности.
  • Самомотивация — способность действовать в соответствии со своими желаниями. Даже если вы хотите улучшить свою жизнь, выполнить данные самому себе обещания может быть очень сложно. И если вы не справляетесь, это повлечёт за собой печальные карьерные и финансовые последствия.
  • Планирование — способность предусматривать будущее, разумно оценивать время и прогнозировать результаты событий. Соблюдение сроков, пунктуальность на встречах и определение необходимых ресурсов для той или иной задачи важны на любой работе. Но людям с СДВГ нелегко даже просто думать о времени — этот странный, часто не признаваемый симптом исследован специалистами из Университета Умео в Швеции.

Проволочки и забывчивость — вечные спутники синдрома дефицита внимания и гиперактивности — постоянно преследовали меня на работе. Они просто разрушали мою карьеру, вызывая сплошной стресс и разочарование. И я поставила себе цель справиться с ними.

Как бороться с прокрастинацией

Постоянное болезненное промедление — один из основных признаков СДВГ у взрослых. Это настоящая душевная пытка — угнетающая, изнурительная и… добровольная. И чтобы победить её, вы должны сделать собственный выбор. Я хочу приходить в офис вовремя, завершать проекты без опозданий, добиваться успеха и быть отличным менеджером по обучению. Я не хочу быть плохим или хотя бы средним работником.

Я полагаю, что прокрастинация всего лишь симптом моего заболевания.

Это как осознать, что ты просто не подготовлен для альпинистского восхождения. Да, это проблема (не будем притворяться, что СДВГ — это баловство с радугами и единорогами). Но это та проблема, с которой можно справиться.

Не думайте о чужих ожиданиях

Я очень осторожно говорю о порученных мне вещах. Вместо того чтобы думать, что я должна сделать то или это, потому что это нужно коллеге или клиенту, я беру себя в руки и говорю себе: я хочу сделать это, потому что я считаю, что мои задачи важны для меня. Я стараюсь вписывать свои задачи в собственный план на будущее и не воспринимать их как навязанные мне.

Когда я думаю, что должна сделать что‑то, так как этого ждут от меня другие, я рискую стать безразличной к этому делу. И это позволяет прокрастинационному монстру захватить мой разум. Поэтому я думаю о проектах компании как о собственных начинаниях, о графиках работы — как о моём личном графике и так далее. Я всегда ищу способы мотивировать себя лично.

Взгляните на проблему по‑другому

Если вы никак не можете заставить себя что‑то сделать, попробуйте решить более интересную задачу. Не бросить начатое и переключиться на что‑то совсем иное, нет. Просто взгляните на проблему под другим углом.

Например, если вам надоело писать одни и те же электронные письма с ответами на одинаковые вопросы коллег — напишите подробное руководство и скидывайте им ссылку на него. Вместо того чтобы утомительно вводить данные вручную по одному и тому же шаблону, освойте азы программирования и автоматизируйте рутину.

Делегируйте низкоприоритетные проекты подчинённым или стажёрам. Попросите помощи у коллег. Главное, избегайте прокрастинации.

Сделайте что‑то, чего ещё не делали

Прокрастинация — зверь беспощадный, но он плохо адаптируется к внезапным изменениям. Воспользуйтесь этим. Не работается в офисе — попробуйте делать это в библиотеке, кафе или парке с ноутбуком. Обычно трудитесь в тишине? Включите в этот раз музыку.

Купите новый парфюм. Съешьте что‑то необычное на обед. Переставьте свой стол. Пишите недоминатной рукой. Установите другой текстовый редактор. Измените время, в которое работаете. В общем, внесите в рутину какую‑нибудь новизну, и прокрастинация отступит. Хотя бы на время.

Обманите свою прокрастинацию

Звучит глупо, но это работает. Например, если я никак не могу собраться на работу утром, то говорю себе: «Я ещё не иду никуда, я только собираю свои вещи». Затем: «Я не сажусь ещё в машину, а просто наслаждаюсь погодой на улице». А потом, придя на работу: «Я ещё не села за стол, я только пью кофе».

И наконец, приступая к задачам: «Я ещё не работаю, только набрасываю план». И к тому времени, когда прокрастинационный монстр поймёт, что происходит, я уже полностью погружаюсь в трудовой процесс и переделываю кучу дел.

Хвалите себя за достижения

Закончить важную работу в 3 часа ночи, потому что вы долго откладывали её на потом, очень неприятно. Вы бы, наверное, и порадовались, что дело сделано, но, скорее всего, всё же будете на себя злиться, что так долго тянули кота за хвост.

Гнев — это плохое оружие против прокрастинации, а удовлетворённость и гордость за себя, наоборот, очень помогают.

Поэтому не забывайте хвалить себя за самые мелкие, казалось бы, победы.

Мне нравится просматривать свой список задач и получать удовольствие, вычёркивая выполненные пункты. Открыть раздел «Входящие» своей электронной почты и обнаружить, что на все письма дан ответ, — что может быть прекраснее? А наблюдать за тем, как компания процветает благодаря моим усилиям, очень полезно для мотивации. И для самооценки.

Поймите саму природу прокрастинации

Это поможет вам быть немного терпимее к себе, когда вы пытаетесь её обуздать. Прокрастинация — это своего рода попытка восстановить себе настроение. Этот монстр старается убедить вас, что удовольствие от безделья в краткосрочной перспективе перевешивает все проблемы, с которыми вы столкнётесь потом в результате своего бездействия.

Как бороться с забывчивостью

Забывчивость чрезвычайно распространена среди людей с СДВГ. Фактически это самый частый признак этого расстройства. Я очень смущалась из‑за своей плохой памяти и постоянно подвергалась критике и даже презрению со стороны окружающих.

Я постоянно забываю всякие мелочи. Например, могу внезапно запамятовать, что я делала вчера. Или кто мои любимые писатели. Я забываю делать регулярные резервные копии, выполнять запланированные задачи и приходить на встречи и собрания, даже если они повторяются еженедельно в одно и то же время.

Работа с СДВГ — тяжкий труд, и борьба с забывчивостью требует больших усилий. Не тратьте свои ресурсы, пытаясь справиться со своей слабой памятью. Сосредоточьтесь на приобретении постоянных знаний.

Наблюдайте

Говорить «сосредоточьте своё внимание» в статье про СДВГ глупо, поэтому я такого вам не скажу. Наблюдение — это гораздо больше, чем просто внимание.

Оно требует открытости, любопытства, заинтересованности и сосредоточения на своих чувствах.

А уж с любопытством у людей с СДВГ всё в порядке. Главное — когда вы наблюдаете, делайте это с твёрдым намерением понять и повторить увиденные действия самостоятельно.

Читайте

Я много читаю. Это самый эффективный способ обучения. Чем больше я читаю, тем лучше учусь. Я не привередлива в этом вопросе. Читаю новости в менеджере RSS, информационные бюллетени, СМИ, журналы с открытым доступом и новые книги. Я одалживаю, покупаю и даже восстанавливаю много изданий.

Находите время, чтобы перечитывать книги и усваивать, обобщать, проверять и применять знания, которые вы получаете через чтение. От знаний не будет проку, если вы не используете их на практике.

Пишите

Даже процесс написания этой статьи помогает мне бороться с забывчивостью от СДВГ. Так же, как чтение статьи помогает вам.

Упаковать то, что вы знаете, в логичный и понятный текст трудно, но это действие укрепляет ваше знание.

Недаром студенты ведут конспекты. Если можете писать от руки, а не печатать — так даже лучше. Как и в случае с чтением, находите время, чтобы перечитать и переосмыслить то, что вы записываете, — дни, недели, месяцы или даже годы спустя.

Обучайте других

Можете ли вы растолковать что‑то, в чём вы компетентны, неопытному новичку? Способность поделиться своими знаниями — настоящий признак профессионализма. Я обучаю других, чтобы проверить, насколько глубоки мои знания. Это для меня что‑то вроде теста собственных способностей — как быстро смогу я подтянуть начинающего до моего личного уровня.

Получайте удовольствие от собственного обучения

Как и большинство людей с СДВГ, я испытываю неумолимое влечение к новизне и удивлению. И это полезно для обучения. Темы, которые я осваиваю, запоминаются мне лучше, если имеют отношения к моей работе.

Поэтому я стараюсь получать знания обо всём, что хоть отдалённо связано со сферой моей деятельности.

Делайте все возможное, чтобы постоянно изучать что‑то новое в своей области. Стремитесь владеть всеми аспектами вашей работы.

Распознавайте эфемерные знания и избавляйтесь от них вовремя

Эфемерные знания — это информация, которая полезна только короткое время. Вам нужно помнить, что ваш рейс запланирован на 3 часа дня во вторник, чтобы знать, когда собрать вещи и поехать в аэропорт. Но как только вы окажетесь в самолёте, эту информацию можно безо всяких последствий выбросить из головы — как уже не нужную.

Эфемерные знания можно легко забыть и восстановить позже. Поэтому не стоит тратить силы на запоминание подобной информации. Исследования показывают, что лучше запоминать, как получить доступ к эфемерным знаниям, чем пытаться удержать их в голове.

Вот несколько примеров таких сведений (я даже не стараюсь помнить эту информацию, потому что знаю, где получить её в случае необходимости):

  • День выхода моего коллеги на работу (это записано в моём календаре).
  • Обратное уравнение Винсенти (для таких вещей есть «Википедия»).
  • Как выглядит пыльца Nothofagus (это можно узнать в справочнике).
  • Нужна ли мне виза для поездки в ту или иную страну (тут поможет Google).

Подобные сведения у меня хранятся во множестве мест одновременно. Например, я заношу что‑то в свой блокнот и заодно делаю пометку в календаре с подробным описанием. Я отправляю себе заметку по электронной почте, а затем пересылаю её в свой мессенджер, чтобы она была доступна на всех моих устройствах. Я даже использую зарисовки на клочках бумаги.

Но если есть возможность избавить себя от запоминания вещей и разобраться с ними сразу, сделайте это. Например, если вы думаете, что забудете отослать клиенту электронное письмо, отправьте его сейчас же, без проволочек. Заодно сэкономите время для более насущных вещей.

Что в итоге

Я адаптировалась к своему СДВГ, и это помогает мне в жизни и карьере. Вы тоже можете сделать это. Я не буду притворяться, что это просто, но прогресс есть прогресс.

Моя цель состояла в том, чтобы справиться с двумя главными симптомами СДВГ: прокрастинацией и забывчивостью. И у меня было две стратегии:

  • Против прокрастинации: избегать прямого взаимодействия с прокрастинационным монстром.
  • Против забывчивости: изучать то, что действительно важно, и отсеивать эфемерные знания.

Надеюсь, что мой опыт будет полезен для вас.

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

Дети с СДВГ. Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему

Сегодня число детей, имеющих этот диагноз и демонстрирующих трудное поведение, увеличивается. Правда, трудные дети встречались и в предыдущих поколениях, но гораздо реже и с менее выраженными отклонениями в поведении, и диагнозы им ставились другие. Обилие различных средств массовой информации (а на детей просто обрушиваются «горы» различной информации), неконтролируемое влияние телевизоров и компьютеров делает детей гораздо более нервозными, чем в середине ХХ века. При постоянно усиливающейся урбанизации (увеличении транспорта в городах, недостаточном количестве места для детских игр во дворах) детям часто негде выплеснуть энергию. Накапливающееся раздражение выливается в различные виды агрессии. Школьные программы все усложняются, в результате чего дети много времени проводят за уроками и выполнением домашних заданий. Согласно нынешней моде как можно раньше развивать ребенка, планы родителей столь насыщены, что у большинства детей совершенно нет времени для простых игр, общения со сверстниками. В результате всего этого ребенок с раннего возраста начинает испытывать тяжелый стресс. Если ребенок здоров и находится в хорошем психологическом климате, то он справляется с такими нагрузками, хотя зачастую и с трудом. Но наши многолетние наблюдения показали, что если беременность и роды матери сопровождались кислородным голоданием мозга ребенка или были какие-то повреждающие факторы во время родов, то его нервная система ослаблена, незрела и такие нагрузки для него чрезмерны, поэтому можно предположить, что у него есть почва для развития СДВГ.

Термин «синдром дефицита внимания» говорит сам за себя. Его ключевой признак – неспособность на чем-либо сосредоточиться. Такие дети легко отвлекаемы, не слушают других, плохо организованны. Дети с СДВГ демонстрируют особенную манеру поведения при играх. Игрушки, соответствующие возрасту, их мало интересуют. Их больше заботят новые и запрещенные вещи. Они неохотно играют самостоятельно, нуждаются в объяснении правил, которые при этом не любят соблюдать. Их внимание задерживается на предметах ненадолго, тут же отвлекаясь на другие вещи, что свидетельствует о необходимости постоянной стимуляции. Они тяжело переносят умственное напряжение, быстро истощаются, предпочитают смотреть в окно во время занятий, чрезвычайно импульсивны (они не встают с места, а вскакивают), руки у них всегда в движении. Трудно сказать, что они ходят, ибо они почти всегда бегают, постоянно мешают другим, прерывают собеседника. Такие дети в школе – самое настоящее бедствие.

Давайте несколько подробнее поговорим об этой патологии. Длительное общение с родителями позволяет говорить об их желании сравнивать поведение своих детей с другими, чтобы понять особенности их характера. Многие из них внимательно следят за развитием своего ребенка. Им важно знать как можно больше об этом заболевании, поэтому расскажем вам о важнейших симптомах СДВГ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Как помочь ребенку с СДВГ? 10-минутное правило и еще 5 способов

Содержание:

Психолог Сьюзен Стиффелман, сама имеющая синдром дефицита внимания, отлично понимает проблемы детей и взрослых с СДВГ. В качестве первого шага в деле помощи гиперактивному ребенку она предлагает пересмотреть отношение к диагнозу СДВГ. Ну, а затем наступает время реальной помощи: в играх, при выполнении домашнего задания и даже... в организации правильного питания.

Как помочь детям с СДВГ: игры на внимание

Первый подход, который я использую в работе с СДВ-детьми (все, что я говорю, вполне применимо и к взрослым людям, страдающим синдромом дефицита внимания и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), заключается в том, чтобы научить их четко различать моменты, когда они «здесь» и когда они «выпадают из реальности». Я прошу детей уделять особое внимание тому, когда они присутствуют в настоящем моменте, то есть там, где мы должны впитывать и запоминать что-то, и когда их присутствие является только видимым.

Родители могут помочь детям натренировать то, что я называю мышцей внимания, играя в игру, которую я назвала «Отвлекающий монстр». Попросите ребенка сосредоточить внимание на выполнении какого-нибудь простого домашнего задания, пока вы будете пытаться (для начала в легкой форме) отвлечь его чем-то. Когда ребенок начнет решать задачу по математике, мама может вслух произнести: «Интересно, что бы мне приготовить такое на ужин? Ммм, детям всегда нравится что-нибудь типа брюквы и брюссельской капусты...»

Ребенок должен стараться изо всех сил не отвлекаться и не поднимать головы. Если он справляется с этим заданием, то получает один балл. Если ребенок отвлекается, то балл получает мама. Детям нравится, когда у них появляется возможность проигнорировать слова родителей, и подобная игра, становящаяся с каждым разом все труднее, помогает им научиться концентрировать внимание.

Другая интересная игра, позволяющая детям тренировать внимание, заключается в том, чтобы дать им сразу несколько команд, которые они должны выполнить, предварительно запомнив нужную последовательность (с учетом того, что вы не будете повторять это дважды). «Выйди задом наперед во двор, сорви три травинки, положи их в мою левую руку, а затем начинай петь „С днем рожденья тебя“».

Начинайте с простых заданий, а затем переходите к более сложным. Большинству детей очень нравится эта игра, поскольку благодаря ей они понимают, что значит использовать свое внимание на все сто процентов.

...И правильное питание

Хорошо отдохнувший и получивший достаточное количество жидкости и полезной пищи мозг способен работать эффективнее, чем мозг уставший, обезвоженный и не набравший нужное количество калорий.

Ко мне на прием приходили люди с серьезными проблемами, связанными с вниманием, которые добивались невероятных результатов, просто сократив количество потребляемого сахара и увеличив количество часов для сна. Исследование, проведенное Корнельским университетом в 1993 году, показало, что исключение из рациона молочных продуктов, пшеницы, кукурузы, дрожжей, цитрусовых, яиц, шоколада, арахиса и искусственных красителей и консервантов сокращало проявление симптомов СДВГ.

Предшествующее этому исследование выявило, что гипоаллергенная диета, дополненная приемом витаминов и таких микроэлементов, как кальций, магний, цинк, способствовала достижению благоприятных результатов. Уровень содержания омега-3 кислот в плазме и красных кровяных тельцах у детей с СДВГ всегда гораздо ниже, чем у детей, не страдающих подобным синдромом, посему включение в рацион питания ребенка дневной дозы омега-3 будет способствовать положительной динамике лечения.

Домашнее задание

Давайте немного поговорим о том, что представляет наибольшую проблему для детей с СДВГ (и без него): домашняя работа. Важно еще раз подчеркнуть, что родители должны поддерживать ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне, а не выступать с позиции противоборствующей силы или угрозы.

Осознавая, с чем ребенку приходится сражаться, когда он старается изо всех сил сконцентрироваться на выполнении совершенно непривлекательного и скучного для него задания — например, когда он решает несколько страниц задач по математике или переписывает слова, дабы выучить их правописание, — родитель может сказать: «Я понимаю, дорогой, это совсем тебе не интересно, не так ли?» и тем самым помочь ему больше раскрыться для участия и советов.

Я учу детей, как помочь их мозгу проснуться перед выполнением домашней работы при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин (при этом происходит стимулирование важных акупунктурных точек). Перед выполнением домашнего задания дети могут также разбрызгать немного освежителя воздуха в комнате, где они будут заниматься. Ненавязчивый запах поможет быстрее запустить мозг в работу.

Десятиминутное правило может оказать огромную помощь при выполнении домашней работы, к которой дети так не хотят приступать. Этот метод сводится к тому, что вы говорите ребенку, что домашнее задание, которое ему больше всего не нравится, он может выполнять в течение всего десяти минут, даже если по факту на это нужно намного больше времени. Через десять минут ребенок уже решает сам, будет ли он продолжать заниматься или остановится на достигнутом. Это один из самых моих любимых трюков, при помощи которого я заставляю себя выполнять повседневные дела, такие как заполнение бумаг или мытье посуды!

Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом подпрыгнуть десять раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжить занятия. Подобный перерыв в постылом домашнем задании поможет пробудить префронтальную кору и активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как пожизненную каторгу.

Мы хотим, чтобы ребенок обязательно увидел свет в конце туннеля, и добиться этого можно, разбивая большие задания на меленькие и посильные кусочки.

www.7ya.ru

В каком возрасте может возникнуть СДВГ

В каком возрасте может возникнуть СДВГ

Несмотря на то, что мы подробно остановились на описании заболевания, мы хотели бы ответить на прямой вопрос, часто возникающий у родителей. Нередко уже в первой беседе выясняется, что еще во время беременности «что-то было не так, по-другому». После рождения ребенка у всех родителей начинается сложная жизнь. Но тем, у кого дети страдают этим заболеванием, достается особенно. Эти дети много плачут, добиться соблюдения режима питания и сна практически невозможно. И все же с вынесением диагноза у очень маленьких детей надо быть осторожным. А вот в детском саду заметно проявляются характерные симптомы СДВГ. Такие дети всегда очень активны, проявляют нетерпение в играх, часто очень агрессивны, что мешает им в совместных играх со сверстниками. Из-за необдуманных и неловких поступков они часто попадают в неприятные ситуации, порой заканчивающиеся несчастными случаями. Согласно современным исследованиям, основные симптомы появляются еще до шестилетнего возраста, и очень важно вовремя поставить диагноз.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Что знает ваш ребенок о СДВГ

Что знает ваш ребенок о СДВГ

Следующее, что следует вам сделать, помочь ребенку понять себя, если это еще не сделал врач. Ему необходимо знание о болезни, точно так же, как и вам, людям, воспитывающим его. Некоторые из них уже в нежном возрасте знают, что они отличаются от своих сверстников. Как-то маленький Саша говорит маме: «Я не могу играть с детьми общими игрушками, на детской площадке от меня убегают, за завтраком никто не хочет сидеть возле меня. Мама, что-то со мной не так».

Дети с СДВГ имеют особенности (дефицит) поведения, влияющие на многие ситуации в их еще только начинающейся жизни. В то же время им свойственны поступки, которые могут привести вас в гнев. Например, девочка уронила мячик на улице. Петя кинулся за ним, забыв об опасности. Дети, зная о своих особенностях, тем не менее не хотят отличаться от своих ровесников. Но вот почему и как у них «перевернуто», знают не все. Они и растут, думая, что они глупые, ленивые или дураки. (Возможно, что им приходится это слышать от окружающих взрослых.) Зная о своих отклонениях, им легче выполнять советы родителей. Дети должны знать, что их болезнь не имеет ничего общего с глупостью, что она – явление временное, что ее можно преодолеть. Вместе с тем она не дает право не делать нелюбимые задания. Как и у каждого ребенка, у них должны быть в порядке школьные и домашние вещи, постель и обувь. И уж, несомненно, сделаны домашние задания.

Иногда у вас может появиться мысль: «Как я со всем этим справлюсь? У меня есть, в конце концов, не только этот ребенок». Это верно: помощь стоит времени. Но затраченное сегодня время принесет вашей семье в будущем счастье.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru


Смотрите также