Обмен веществ в организме 3 класс


Конспект урока по окружающему миру «Обмен веществ в организме», 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе по программе «Школа 2100»

Тема урока: Обмен веществ в организме.

Цель: формирование и развитие метапредметных навыков на основе знаний об обмене веществ у животных и растений.

Задачи:

научить умению определять понятия и классифицировать их;

учиться заполнять, использовать схемы – таблицы для записи информации по теме;

выделять общие признаки двух или нескольких явлений и объяснять их сходства и различия;

организовывать учебное взаимодействие в группе;

владеть основами самоконтроля, самооценки

Технология урока: проблемный метод, работа в группах

Формы деятельности: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Оборудование: доска (2 схемы, которые заполняются во время фронтальной работы), индивидуальные пакеты с раздаточным материалом для групп, рабочая тетрадь.

Ход урока.

1 Актуализация знаний

- Как называется тема, над которой мы работаем?

- Как понимаете выражение «обмен веществ»?

- Что необходимо для обмена веществ живым организмам?

- Чем отличается обмен веществ от круговорота веществ?

2.Постановка цели урока

Сегодня мы должны научиться сравнивать, сопоставляя услышанную информацию, находить общее и различие и научиться делать выводы.

2. Постановка проблемы: Посмотрите на доску и скажите, где схема круговорота, а где обмена веществ?

Заполнение схем (фронтальная работа)


 

крк


 

 

 

Обмен веществ Круговорот веществ

кислород пища

 

производители


 

 

корова

 

крк

раз

ру

ши

те

ли

по

тре

би

те

ли


 

 

М.В. О.В.

энергия

 


 

для молоко

тела телёнка

Перед вами стоит задача: составить рассказ об обмене веществ в организме коровы, телёнка, картофеля и найти общее и различие в этом процессе.

3. Решение проблемы

Работа в группах с раздаточным материалом.

корова телёнок картофель

План рассказа

1.Что необходимо для жизни?

2. Для чего

3.На что тратится?

4.Что не используется?

_________________________________

Слова - помощники:

Кислород, углекислый газ, солнечный свет, органические вещества, минеральные вещества, энергия (для работы или движения), рост, самообновление, для потомства, для выработки молока, созревания, появления плодов, отходы: простые вещества

Выступление групп со своими рассказами.

Примерный рассказ

Корова относится к группе потребителей, потому что она ничего не производит для других обитателей биосферы. Для жизнедеятельности корове необходима энергия, которую она получает из пищи и кислорода. Полученную энергию корова расходует на самообновление организма, на вынашивание и кормление молоком телёнка. Оставшиеся ненужные вещества выбрасываются наружу в виде отходов и углекислого газа.

Телёнок относится к группе потребителей, потому что он ничего не производит для других обитателей биосферы. Для жизнедеятельности телёнку необходима энергия, которую он получает из пищи и кислорода. Полученную энергию телёнок расходует на рост, увеличение мышечной массы. Поэтому он много ест. Оставшиеся ненужные вещества выбрасываются наружу в виде отходов и углекислого газа.

Картофель относится к группе производителей, потому что он производит для обитателей биосферы – потребителей - пищу. Это - органические вещества. Для создания органических веществ картофелю необходимы минеральные вещества, которые находятся в почве, вода, солнечный свет, углекислый газ. Полученную энергию из органических веществ картофель расходует на рост, цветение, образование клубней. При этом ещё выбрасывает в атмосферу кислород.

Оценивание выступлений групп.

Критерии оценивания:

информация полная без ошибок;

в выступлении принимала участие вся группа;

сумели ответить на дополнительные вопросы

4.Выделение информации из рассказов для сравнения и обобщения
 

Живые организмы

общее

различие

корова

1.Необходимы: кислород, пища(органич. в – ва)

2.Ничего не создают, тратят энергию только на себя.

 

телёнок

 

картофель

 

1.Необходимы: углекислый газ, минеральные вещества, солнечный свет, вода.

2.Создают питание для потребителей, выделяют кислород.

Вывод: все виды жизнедеятельности возможны только за счёт использования полученных веществ и энергии.

5.Физминутка – игра.

Цель: проверка понимания терминов.

Класс делится на 3 группы: производители, потребители, разрушители.

Задача: услышав термин, относящийся к группе – быстро встать.

Термины : потребители, производители, разрушители, звезда, ромашка, микробы, мусорщики, едоки, кормильцы.

6.Диктант «Да - нет» в рабочей тетради.

Учитель читает высказывания

1. Биосфера - живая оболочка Земли

2. Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом - круговорот веществ

3. Производители - это животные и человек

4. Потребители - это растения

5.Обмен веществ – это получение энергии из окружающей среды

6. Поглощение организмом одних веществ и выделение других – это обмен веществ.

7. Производители снабжают обитателей Земли пищей и кислородом

8. Потребители - возвращают углекислый газ

9. Разрушители превращают органические вещества в минеральные

 

7. Самопроверка по доске.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

+

-

-

-

+

+

+

+

 

Выставление отметок.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тест по теме "Обмен веществ" ( 3 класс)

«Обитатели Земли». Тест по теме « Обмен веществ». 1 вариант.____________________

  1. Что такое обмен веществ? Подчеркни правильный ответ.

а) поглощение организмом одних веществ и выделение других.

б) покупка товаров в магазине и питание ими.

2. Подчеркни название таких процессов у живых организмов, который относится к обмену веществ: А)питание б) движение в) выделение г)рост

3. Соедини стрелками начало фразы и её конец.

Заводной робот, в результате подключения батарейки

получает энергию для движения

получает энергию для жизни, растет и обновляется

Человек, в результате приема и переваривания пищи

4. Допиши правило, которое подтверждает приведённые примеры.

Школьник ест кашу и получает энергию крупы, которую растения усвоили несколько месяцев назад.

Росток картофеля, посаженный осенью, весной снова начинает расти.

Живые организмы_____________________ энергию Солнца.

Щенок активно питается и растет.

«Обитатели Земли». Тест по теме « Обмен веществ». 2 вариант_____________________

  1. Что такое обмен веществ? Подчеркни правильный ответ.

а) поглощение организмом одних веществ и выделение других.

б) получение энергии из окружающей среды.

2. Подчеркни название таких процессов у живых организмов, который относится к обмену веществ: А)дыхание б) рост в) размножение г)движение

3. Соедини стрелками начало фразы и её конец.

Корова, используя органические вещества пищи,

получает энергию для движения

получает энергию для жизни, растет и обновляется

Автомобиль в результате сжигания бензина

4. Допиши правило, которое подтверждает приведённые примеры.

Растение на свету производит органические вещества.

Под кожей кабана запасена энергия (жир), полученная с пищей.

Живые организмы_____________________ энергию Солнца.

Котенок активно питается и растет.

infourok.ru

§ 8. Обмен веществ в организме

§ 8. Обмен веществ в организме

Вахрушев 3 класс 1 часть. Рабочая тетрадь

1. Попробуй объяснить Лене, на что расходуется пища в организме.

Пища, полученная организмом, превращается в энергию, которая расходуется на рост клеток, самообновление организма, а ненужные остатки пищи выделяются в отходы.

2. Обведи то, что происходит внутри организма.

3. Составь план текста из учебника.

1) Как происходит обмен веществ в автомобиле.
2) Как происходит обмен веществ у коровы.
3) В чем отличие обмена веществ живых существ от обмена веществ в неживых предметах.

4. Человек за всю жизнь съедает более 30 тонн — пищи. Как ты думаешь, на что расходуется больше пищи: на рост и самообновление или на получение энергии для жизни? Подчеркни правильный ответ.

5. Скорость обмена веществ человека меняется в зависимости от того, что он делает. Поставь цифру «1» там, где обмен веществ наиболее замедлен, «2» — где он идёт быстрее, «3» — ещё быстрее, «4» — быстрее всего.

6. Посмотри внимательно на животных, прочти таблицу и ответь на вопросы.

У кого обмен веществ медленнее? У крокодила
У кого пища питательнее? у гепарда и у крокодила (мясо)

7. Подчеркни то, что участвует в обмене веществ человека: хлеб, мясо, помидоры, зубная наста, витамины, ложка, вода, жевательная резинка.

okrmir1234.ru

Презентация по окружающему миру на тему обмен веществ в организме

Тип урока -  «Урок изучения новых знаний и способов действий»

Тема урока: «Обмен веществ »

Цели урока:

Ø     организовать деятельность по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний

Ø     создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

Ø     помочь детям осознать социальную, практическую, личностную значимость учебного материала.

 Урок окружающего мира был проведён в 3 классе по программе  «Школа 2100…» на основе ФГОС.  В данном классе обучается  16 человек. Уровень подготовки детей средний, но по окружающему миру качество знаний 75%. Урок был  построен в соответствии с программными требованиями. Тема данного урока «Обмен веществ в организме». Исходя из этого,  поставлена цель урока: По 1-ой линии развития (объяснять мир)1.Познакомиться с понятием “обмен веществ”, по 2-й линии развития (отношение к миру) 1.Уметь объяснять  значение  обмена веществ в жизни живых организмов.

       После знакомства  с довольно абстрактным понятием “ круговорот веществ” в этой теме мы переходим к рассмотрению потока веществ, проходящего через конкретный и знакомый живой организм. В качестве примера приведена корова. Это гетеротрофное животное, имеющий тип питания, аналогичный  человеку.

Поэтому при объяснении пользуюсь знаниями учеников своего собственного обмена веществ.

     Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Оболочка планеты, охваченная жизнью» курса  «Окружающий мир». Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках.

     По типу – это урок изучения нового материала. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный и дифференцированный подход.

    Использовала проблемные, а также информационно-коммуникативные технологии.

     Свой урок я строила, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый метод. Старалась ставить такие вопросы (проблемы), где у учащихся возникала необходимость обосновывать свою точку зрения, т.е. использовался принцип обоснованного ответа

infourok.ru

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Обмен веществ в организме". Образовательная система "Школа–2100"

Цель: познакомить с понятием "обмен веществ";

Задачи:

  • уметь объяснять значение обмена веществ в жизни живых организмов;
  • воспитывать чувство взаимопомощи;
  • развивать мышление и речь:

Оборудование: учебник, Окружающий мир. ("Обитатели Земли"). 3- й класс, методическая разработка А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина, рабочая тетрадь, "смайлики", презентация.

1. Постановка проблемы и актуализация знаний

У вас на столах таблички, в которых указан рацион питания (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, напитки, колбасные изделия, мясо)

  • Посчитайте, сколько пищи вы съедаете за один день?
  • Какой получился результат?
  • Вас это удивляет?
  • Какой возникает в связи с этим вопрос?

Чтобы на него ответить, вспомним, какие знания нам потребуются?

Презентация.

2. Поиск решения проблемы

  • Какие признаки живого организма знаете? (слайд 1)
  • Посмотрите на слайд (слайд 2 - действие по щелчку)
  • Чтобы получить необходимые для жизни вещества, что надо корове?
  • Что входит в процесс питания?
  • Что входит в процесс дыхания?
  • Что получит корова в результате питания?
  • Куда она её направит?
  • Все ли вещества будут израсходованы на эти процессы?
  • Что произойдет с излишками веществ?
  • Расскажите по схеме, что происходит в теле живого организма?
  • Посмотрите на следующий слайд (слайд 3)
  • Почему растущий теленок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова нет?
    Корове нужны вещества еще и для обновления тела: замены шерсти, кожи, копыт.
  • Объедините все процессы, происходящие, происходящие с веществами коровы.
  • Какое бы название вы дали этому процессу?
  • Сравним наше название с названием, которое дают ученые стр. 34
  • Что же такое обмен веществ?

3. Физминутка

Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех луч согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

4. Закрепление знаний

Рабочая тетрадь стр. 16. (работа в парах). Слайды 4,5. Проверка с помощью смайлика.

5. Самостоятельное применение знаний

В учебнике на стр. 36- 37 читаете про себя текст, затем в рабочей тетради на стр. 17 выполняете небольшой тест.

Проверка по слайдам. За каждый правильный ответ № 1, 2, 3 - 1 балл, № 4- 2 балла

6. Итог урока

  • Какие главные новые слова урока надо запомнить?
  • В чем заключен смысл словосочетания "обмен веществ"?

7. Домашнее задание

Стр. 34- 35, ответы на вопросы

urok.1sept.ru

Обмен веществ в организме - Ответы 3 класс Вахрушев Бурский Раутиан

1. Попробуй объяснить Лене, на что расходуется пища в организме.

Пища в организме расходуется на рост, обновление клеток и работу.



2. Обведи то, что происходит внутри организма.


3. Составьте план текста из учебника.

Обмен веществ.

Энергия для работы.

Рост и самообновление организмы.


4. Человек за всю жизнь съедает более 30 тонн пищи. Как ты думаешь, на что расходуется больше пищи: на рост и самообновление или на получение энергии для жизни? Подчеркни правильный ответ.



5. Скорость обмена веществ человека меняется в зависимости от того, что он делает. Поставь цифру "1" там, где обмен веществ наиболее замедлен, "2" - где он идет быстрее, "3" - еще быстрее, "4" - быстрее всего.

Школьник делает уроки - 2

Школьник бежит - 4

Школьник спит - 1

Школьник идет в школу - 3


6. Посмотри внимательно на животных, прочти таблицу и ответь на вопросы.

У кого обмен веществ медленнее? - Обмен веществ медленнее у крокодила.

У кого пища питательнее? - У крокодила и тигра.


7. Подчеркни то, что участвует в обмене веществ человека: хлеб, мясо, помидоры, зубная паста, витамины, ложка, вода, жевательная резинка.


Учимся понимать текст

Прочитай текст для любознательных "Горение и дыхание" на стр. 36 учебника. Выполни задания.

1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.

Сходству и различию горения и дыхания.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается о сходстве автомобиля и организма. Отметь его.

При этом машина, подобно организму, использует кислород воздуха.

3. Какая особенность живого организма отсутствует у автомобиля? Выбери только один ответ и отметь его.

Рост и самообновление.

4. Напиши, чем автомобиль похож на корову, а чем отличается от нее.

Сходства: поступает питание, вещества превращаются в энергию, отходы выводятся в окружающую среду.

Различия: корова растет, а машина - нет; корова может размножаться, а машина - нет.


okrumir.ru

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему "Обмен веществ в организме"

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» 2013 год

Составила учитель 3б класса Король Ю.Н.

Тема: Обмен веществ в организме

Цели:

– Ознакомить с понятием «обмен веществ».

Оборудование: раздаточный материал – таблицы с оптимальным рационом питания, презентация «Обмен веществ в организме»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

3 3

Веселый прозвенел звонок!

Мы начинаем наш урок.

Мотивация

– Девиз нашего урока – «Хочу все знать!» (хором)

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие ,

Захотели вновь прийти!

–Все готовы к уроку? Тогда пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Я тоже вам желаю успехов и удачи.

– У вас на столах таблички, в которых указан рацион питания. Подсчитайте, сколько пищи вы съедаете за один день. А за неделю? Если желаете, то можно и за месяц. А какой у вас вес?

– Какой у вас получился результат? Вас это удивляет? Какой возникает в связи с этим вопрос? (На что расходуется потребляемая нами пища?)

– Чтобы ответить на этот вопрос, какие знания нам потребуются? (Что такое вещество и энергия)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4 5 7 3 3

Работа в учебнике.

– Откройте учебники на с. 34, выполните задание к рисунку.

Классифицируют вещества.

– Какие процессы происходят в теле коровы? (Корова питается, дышит.)

– Какие вещества требуются для протекания этих процессов?

Классифицируют вещества по процессам (питание вещества пищи, вода; дыхание – кислород).

– Все ли вещества будут израсходованы на эти процессы? (Нет. Могут накапливаться в теле коровы или перерабатываться.)

– Что произойдёт с излишками веществ?(могут выделяться)

– Посмотрите на рисунок на с. 35, выполните задание. (Телёнок ещё растет. Для этого нужны вещества, двигается больше – для этого нужна энергия.)

– Корове нужны вещества ещё и для обновления тела, замены износившихся частей тела – кожи, шерсти.

– Объедините все процессы, происходящие с веществами коровы. Какое бы вы предложили название этому общему процессу? (Обмен веществ.)

– Какую проблему мы решали сегодня на уроке? Как вы ответите на этот вопрос?

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1

Работа в учебнике.

– Ответьте на вопросы на с. 35.

– Выполни задания из рабочей тетради.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 8. Прочитайте текст на с. 36 и выполните задание в рабочей тетради на с. 17.

V. Итог урока.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

– За счёт чего возможны все процессы жизнедеятельности в живом организме?

© ООО «Баласс», 2013

infourok.ru

Урок по окружающему миру "Обмен веществ в организме"

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Обмен веществ в организме". Образовательная система "Школа–2100"

Цель: познакомить с понятием "обмен веществ";

Задачи:

  • уметь объяснять значение обмена веществ в жизни живых организмов;

  • воспитывать чувство взаимопомощи;

  • развивать мышление и речь:

Оборудование: учебник, Окружающий мир. ("Обитатели Земли"). 3- й класс, методическая разработка А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина, рабочая тетрадь, "смайлики", презентация.

1. Постановка проблемы и актуализация знаний

У вас на столах таблички, в которых указан рацион питания (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, напитки, колбасные изделия, мясо)

  • Посчитайте, сколько пищи вы съедаете за один день?

  • Какой получился результат?

  • Вас это удивляет?

  • Какой возникает в связи с этим вопрос?

Чтобы на него ответить, вспомним, какие знания нам потребуются?

Презентация.

2. Поиск решения проблемы

  • Какие признаки живого организма знаете? (слайд 1)

  • Посмотрите на слайд (слайд 2 - действие по щелчку)

  • Чтобы получить необходимые для жизни вещества, что надо корове?

  • Что входит в процесс питания?

  • Что входит в процесс дыхания?

  • Что получит корова в результате питания?

  • Куда она её направит?

  • Все ли вещества будут израсходованы на эти процессы?

  • Что произойдет с излишками веществ?

  • Расскажите по схеме, что происходит в теле живого организма?

  • Посмотрите на следующий слайд (слайд 3)

  • Почему растущий теленок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова нет?
    Корове нужны вещества еще и для обновления тела: замены шерсти, кожи, копыт.

  • Объедините все процессы, происходящие, происходящие с веществами коровы.

  • Какое бы название вы дали этому процессу?

  • Сравним наше название с названием, которое дают ученые стр. 34

  • Что же такое обмен веществ?

3. Физминутка

Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в сторону, вперед.
Дети по лесу гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех луч согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

4. Закрепление знаний

Рабочая тетрадь стр. 16. (работа в парах). Слайды 4,5. Проверка с помощью смайлика.

5. Самостоятельное применение знаний

В учебнике на стр. 36- 37 читаете про себя текст, затем в рабочей тетради на стр. 17 выполняете небольшой тест.

Проверка по слайдам. За каждый правильный ответ № 1, 2, 3 - 1 балл, № 4- 2 балла

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Стр. 34- 35, ответы на вопросы

infourok.ru

§ 8. Обмен веществ в организме (Страницы 15,16)

Главная › 3 класс › Окружающий мир › Рабочая тетрадь по окружающему миру Обитатели земли 1 часть Вахрушев Бурский Раутиан 3 класс

1. Попробуй объяснить Лене, на что расходуется пища в организме.

Ответ: Пища, полученная организмом, превращается в энергию, которая расходуется на рост клеток, самообновление организма, а ненужные остатки пищи выделяются в отходы.



2. Обведи то, что происходит внутри организма.


3. Составь план текста из учебника.

  1. Как происходит обмен веществ в автомобиле.
  2. Как происходит обмен веществ у коровы.
  3. В чем отличие обмена веществ живых существ от обмена веществ в неживых предметах.


4. Человек за всю жизнь съедает более 30 тонн — пищи. Как ты думаешь, на что расходуется больше пищи: на рост и самообновление или на получение энергии для жизни? Подчеркни правильный ответ.


5. Скорость обмена веществ человека меняется в зависимости от того, что он делает. Поставь цифру «1» там, где обмен веществ наиболее замедлен, «2» — где он идёт быстрее, «3» — ещё быстрее, «4» — быстрее всего.



6. Посмотри внимательно на животных, прочти таблицу и ответь на вопросы.

Оветы:
У кого обмен веществ медленнее? У крокодила
У кого пища питательнее? у гепарда и у крокодила (мясо)


7. Подчеркни то, что участвует в обмене веществ человека: хлеб, мясо, помидоры, зубная наста, витамины, ложка, вода, жевательная резинка.



§ 7. Живые участники круговорота веществ - стр. 13-14Учимся понимать текст «Горение и дыхание» - стр. 17

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Конспект урока по окружающему миру "Обмен веществ в организме"

Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Проверьте свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Садятся, проверяют готовность к уроку

Эмоциональный настрой на урок. Организация своего рабочего места под руководством учителя.

Актуализация знаний и постановка проблемы

- Тема нашего сегодняшнего урока: «обмен веществ в организме». (Слайд 1)

( Слайд 2)

- Сколько раз в день вы едите?

- А сколько пищи съедаете за один раз?

- Посчитайте (приблизительно), сколько килограммов пищи вы съедаете за свою жизнь.

- А какой у вас вес?

- На какое противоречие вы обратили внимание?

(Какая величина оказалась больше?)

- Какой возникает в связи с этим вопрос?

- Как вся съеденная пища вмещается в человека и

на что тратится вещество пищи в организме?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что такое вещество и энергия.

( Слайд 3)

Вещества - это то, из чего состоят тела

Энергия - источник силы, способность производить работу

и вызывать движение тел.

- 5-6 раз в день.

- 150-200 грамм пищи и за один раз.

- Человек в среднем за всю жизнь съедает более 50 тонн еды и 42 тонн воды или других напитков.

- 29-35 килограмм.

-Человек съедает большое количество пищи в тоннах, а весит в килограммах.

- Возникает вопрос, на что расходуется потребляемая нами пища? Как вся съеденная пища вмещается в человека и на что тратится вещество пищи в организме?

Дети смотрят на слайд.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение новой темы

- Откройте учебники на стр. 34, выполните задание к рисунку.

- Кирилл, прочитай пожалуйста нам текст.

( Слайд 4)

- Рассмотрите, и скажите какие вещества организм коровы поглощает, и что выделяет.

- Вы назвали мне вещества, которые поглощает корова, а теперь назовите мне два процесса в которые участвуют эти вещества.

- Корова питается и дышит. Внутри неё сложные органические вещества

превращаются в более простые и разносятся по всему телу.

Часть их постепенно «сжигается» и отдаёт энергию, которая используется для совершения мускульной работы и других видов жизнедеятельности.

(Слайд 5)

- Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и объясните, почему растущий телёнок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова — нет?

- Корове нужны вещества ещё и для обновления тела, замены износившихся частей тела – кожи, шерсти, копыт.

- Объедините все процессы, происходящие с веществами коровы. Какое бы вы предложили название этому общему процессу?

(Слайд 6)

- Что же такое обмен веществ? Обмен веществ — это постоянный обмен веществами между живым организмом и окружающей его средой, обеспечивающий жизнедеятельность, рост и размножение организма. Включает в себя питание, дыхание, выделение.

- Какой вывод мы можем сделать?

( Слайд 7)

- Все виды жизнедеятельности возможны только за счёт использования полученных организмом веществ и энергии.

Открывают учебник на стр. 34.

Ученик читает.

Классифицируют вещества.

- Корова поглощает кислород, еду и воду,

а выделяет - углекислый газ, потомство, отходы и молоко.

- Процессы в которых участвуют эти вещества это процессы дыхания и питания.

Слушают учителя, смотрят на слайд.

- Телёнок ещё растет. Для этого нужны вещества, двигается теленок больше коровы - для этого нужна энергия.

- Мы бы назвали этот процесс - обмен веществ.

Смотрят на слайд, слушают учителя.

- Мы можем сделать вывод, что все виды жизнедеятельности возможны только за счёт использования полученных организмом веществ и энергии.

Развиваем умения обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Представлять информацию в виде схемы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Закрепление знаний

- Выполним задание на закрепление знаний по сегодняшней теме.

( Слайд 8)

- Назовите то, что участвует в обмене веществ человека.

Хлеб, мясо, помидоры, зубная паста, витамины, ложка, вода,

жевательная резинка.

( Слайд 9)

- Скорость обмена веществ человека меняется в зависимости от того, что он делает. Поставь цифру «1» там, где обмен веществ наиболее замедлен, «2» - где он идет быстрее, «3» - еще быстрее, «4» - быстрее всего.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- В обмене веществ в организме участвуют такие вещества как: хлеб, мясо, помидоры, витамины, вода.

1)Школьник спит - его энергия не задействована, и обмен веществ наиболее замедлен.

2) Школьник делает уроки – его энергия задействована с меньшей силой , но обмен веществ идет быстрее.

3) Школьник идёт в школу - его энергия задействована со средней силой, обмен веществ увеличивается. 4). Школьник бежит- его энергия задействована в полную силу, обмен веществ быстрее происходит быстрее всего.

Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

kopilkaurokov.ru

5.3.2.Обмен веществ в организме человека

В организме человека непрерывно протекают водный, минеральный (солевой), белковый, жировой и углеводный обмены.

Энергетические запасы непрерывно уменьшаются в процессе жизнедеятельности организма и пополняются за счет пищи. Соотношение количества энергии, поступающей с пищей, и энергии, расходуемой организмом, называется энергетическим балансом.

Количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека. Для составления норм питания необходимо учитывать запас энергии в питательных веществах, их энергетическую ценность.

Совокупность ферментативных химических реакций в организме называется обменом веществ (метаболизмом):

 

Уровень содержания аминокислот в крови регулирует печень. В печени происходит разложение излишка аминокислот. Из образовавшегося аммиака синтезируется мочевина, которая затем выводится почками и кожей. Остатки аминокислот используются  как энергетический материал  и  преобразуются в глюкозу, избыток которой превращается в гликоген. В клетках белки распадаются до углекислого газа, воды, мочевины, мочевой кислоты и др. Они выводятся из организма.

Углеводы являются основным источником энергии в организме. При расщеплении 1 г глюкозы высвобождается 17,6 кДж энергии. Часть глюкозы попадает в печень, где превращается в гликоген. Другая часть превращается в жиры. Основная часть глюкозы окисляется до диоксида углерода и воды. Гликоген является основным поставщиком энергии для мышечного сокращения.

Уровень глюкозы в крови регулируется гормонами, в том числе инсулином. При недостатке инсулина уровень глюкозы повышается, что ведет к сахарному диабету. Инсулин тормозит распад гликогена и способствует повышению его содержания в печени. Другой гормон поджелудочной железы – глюкагон  способствует превращению гликогена в глюкозу, тем самым повышая ее содержание в крови.

1 г углеводов содержит значительно меньше энергии, чем 1 г жиров. Но зато углеводы можно окислить быстро и даже получить АТФ без окисления за счет гликолиза.

Жиры содержат незаменимые жирные кислоты. При распаде 1 г жира выделяется 38,9 кДж энергии. Жирные кислоты всасываются в лимфу в ворсинках тонкого кишечника. С током лимфы липиды попадают в кровоток, а затем в клетки. Липиды являются структурными элементами клеточных мембран, входят в состав медиаторов, гормонов, образуют подкожные жировые отложения и сальники. Липиды могут откладываться на тканях некоторых органов и на стенках кровеносных сосудов. Окончательными продуктами окисления жиров являются диоксид углерода и вода. В гуморальной регуляции уровня жиров участвуют железы внутренней секреции и их гормоны.

Вода выполняет функции:

транспортную

выделительную

теплорегуляционную

является средой для протекания химических реакций

определяет физические свойства клетки.

Потребность в воде у взрослого человека составляет 2—3 л в сутки. Нормальный водный обмен предполагает равновесие между количеством поглощенной и выделенной воды. Вода поступает в организм с пищей, с жидкостями (вода, соки и т.д.). В клетках образуется метаболическая вода, как продукт окисления органических соединений. Вода выводится из организма с потом, мочой, в виде водяного пара, через кишечник. Потребность в воде (жажда) вызывает возбуждение питьевого центра в гипоталамусе. Удовлетворение жажды тормозит этот центр.

Солевой обмен – необходимая составная часть общего обмена веществ. Ежедневно организм нуждается в солях кальция, натрия, калия, хлора, фосфора, железа и других элементов. Соли участвуют в поддержании рН внутренней среды организма, процессах возбудимости нервной и мышечной тканей.

Для нормального протекания биохимических процессов нужны небольшие количества необходимых для организма веществ, которые организм не может синтезировать самостоятельно –  витаминов.

Витамины были открыты русским врачом Н.И. Луниным. Это низкомолекулярные соединения различной химической природы. Они как незаменимые компоненты входят в состав активных центров многих ферментов и участвуют в реакциях биокатализа, в регуляции многих биохимических и физиологических процессов. Витамины способствуют укреплению здоровья, увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, повышают работоспособность.

При недостатке витаминов или при подавлении их действия, например антибиотиками, развиваются гиповитаминозы (недостаток) и авитаминозы (отсутствие).

Наибольшее значение имеют жирорастворимые витамины: А — для развития организма и нормального зрения, D — для формирования скелета (при его недостатке — рахит), К — для нормального свертывания крови. Эти витамины содержатся в мясе, рыбе, печени, масле, молоке, яйцах, моркови, капусте.

Не менее важную физиологическую роль играют водорастворимые витамины: С усиливает иммунные процессы, сопротивляемость организма к инфекциям, В, необходим для нормальной деятельности нервной системы, В2 — для тканевого дыхания, В6 — для нормальной функции нервной системы, кожи, органов кроветворения, РР — для нормальной нервно-психической деятельности, фолиевая кислота и витамин В12 — для кроветворения. Много этих витаминов в фруктах и овощах.

А – влияет на рост, развитие, зрение. Поступает в организм с животными жирами, мясными продуктами, яйцами. При гиповитаминозе наступает куриная слепота.

Б – регулирует обмен кальция и фосфора. При гиповитаминозе развивается рахит.

Е – при гиповитаминозе ослабляется половая функция, развивается дистрофия скелетных мышц.

К – при гиповитаминозе снижается свертываемость крови.

В1 – участвует в обмене белков, жиров и углеводов, в проведении нервного импульса. Гиповитаминоз связан с понижением двигательной активности.

В2 (рибофлавин) – участвует в клеточном дыхании. Гиповитаминоз вызывает помутнение хрусталика, поражение слизистой оболочки рта.

В6 – участвует в обмене веществ, при гиповитаминозе возникают заболевания кожи, судороги, анемия.

В12 – при гиповитаминозе возникает анемия. Участвует в белковом обмене.

РР (никотиновая кислота) – участвует в клеточном дыхании, работе пищеварительной системы. При гиповитаминозе развивается пеллагра (понос, судороги, анемия).

С (аскорбиновая кислота) – участвует в окислительно-восстановительных процессах, повышает устойчивость к инфекциям. При гиповитаминозе развивается болезнь десен – цинга, поражаются стенки кровеносных сосудов. 

 

Тематические задания

А1. Энергия из питательных веществ выделяется в процессе

1) синтеза белков, жиров и углеводов

2) окисления белков, жиров и углеводов

3) действия гормонов на питательные вещества

4) действия витаминов на питательные вещества

 

А2. Все реакции обмена веществ идут с непременным участием

1) ферментов  

2) кислорода  

3) гормонов  

4) витаминов

 

А3. Инсулин

1) регулирует уровень глюкозы в крови

2) расщепляет гликоген

3) активирует действие ферментов          

4) превращает крахмал в глюкозу

 

А4. В печени происходит

1) синтез инсулина               

3) расщепление жиров

2) образование гликогена   

4) окисление глюкозы

 

А5. Наибольшее количество АТФ содержится в

1) костной ткани                  

3) плазме крови

2) кожном эпидермисе        

4) мышечной ткани

 

А6. Центр жажды находится в

1) продолговатом мозге     

2) коре мозга   

3) мозжечке  

4) гипоталамусе

 

А7. Авитаминоз Б приводит к

1) куриной слепоте               

3) детскому рахиту

2) нервным расстройствам  

4) базедовой болезни

 

А8. Какой набор продуктов содержит наибольшее количество витамина С

1) горох, картофель, рис            

2) свинина, макароны, гречка

3) клюква, шиповник, капуста    

4) рыба, манка, свекла

 

А9. Витамин С ускоряет

1) распад белков  

3) накопление запасов жира

2) синтез белков   

4) синтез гликогена

 

А10. Недостаток солей кальция может сказаться на процессах

1)проведения нервных импульсов     

2)функциях эритроцитов

3)функциях поджелудочной железы 

4)свертывании крови

 

А11. При нарушениях процессов выведения продуктов обмена веществ, в организме накапливаются

1) аминокислоты             

3) избыток углеводов

2) мочевина или аммиак 

4) нуклеиновые кислоты

 

В1. Какие процессы происходят при обмене белков

1) синтез гликогена

2) распад глюкозы

3) образование и всасывание аминокислот в кровь

4) образование азотосодержащих продуктов распада

5) образование углекислого газа и воды

6) синтез глицерина и жирных кислот

 

В2. Установите последовательность процессов энергетического обмена белков в организме человека

A) распад белков на пептиды

Б) образование углекислого газа и воды

B) всасывание аминокислот в кровь

Г) образование аминокислот

Д) синтез белков в клетках

 

biology100.ru


Смотрите также