Гиперактивность что это


Гиперактивность: причины, симптомы и лечение

Гиперактивность — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое происходит в детском возрасте. Проявляется синдром такими симптомами, как проблемы с концентрацией внимания и слабоуправляемой импульсивностью. У детей с гиперактивностью возможно снижение интеллекта и возникновение сложностей при восприятии информации. С точки зрения неврологии гиперактивность рассматривается в качестве хронического стойкого синдрома, который сложно поддается лечению. Доказано, что около 30% детей со временем приспосабливаются к своей проблеме или с возрастом она сама по себе у них проходит.

Целесообразность постановки диагноза и методы лечение болезни в настоящее время вызывают множество споров. Некоторые ученые полагают, что такой болезни, как синдром гиперактивности у детей, вообще не существует, но их противники доказывают наличие генетических и физиологических причин этого состояния. Чаще всего этот синдром диагностируют у мальчиков. Что касается распространенности этой патологии, то среди школьников начальных классов она составляет около 3-10%.

У половины детей, которые страдали гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется вплоть до подросткового возраста. При этом такие подростки имеют склонности к наркомании и испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Поэтому ученые полагают, что гиперактивность у ребенка в сочетании с дефицитом внимания могут провоцировать пристрастие к алкоголю или наркотикам. Именно поэтому родителям нужно своевременно отреагировать на симптомы болезни, чтобы не упустить шансы скорректировать эту патологию.


Современные способы лечения гиперактивности у детей

Просветительная работа

Лечение болезни ребенка обязательно должно начинаться со встречи с его родителями. Родители должны понимать смысл и механизм предстоящего лечения. Сделать это крайне важно, так как большинство родителей не понимает, что происходит с их ребенком и его поведение начинает их сильно раздражать. Затем они начинают обвинять себя в проблемах малыша, считая его поведение результатом их неправильного воспитания. Со временем эти обвинения могут еще более усугубиться, что приведет к еще большим проблемам в семье.

Нередко родители не решаются обратиться к врачу, но сами решить проблемы ребенка не могут, что провоцирует новые конфликты. Поэтому крайне важно все же посетить врача, чтобы определить истинные причины, спровоцировавшие гиперактивность ребенка. Часто гиперактивность бывает спровоцирована врожденными особенностями психики малыша, повлиять на которые родители просто не способны. Некоторые симптомы патологии могут возникать из-за неправильного воспитания, поэтому в таком случае родители должны сами справиться с проблемой.

Таким образом можно отметить, что задачи просветительной работы с родителями следующие: помочь семье разобраться в поведении малыша, объяснить им, на что действительно стоит надеяться и каким образом вести себя с ребенком. Врач также обсуждает вопросы воспитания, ознакамливает родителей с поведенческой психотерапией и методами вознаграждения. Все эти знания пригодятся родителям для общения с ребенком, а также коррекции его поведения.

Условия обучения

Если ребенку сложно учиться в обычном классе, он не справляется с объемом учебного материала, постоянно отстает в учебе, его можно перевести в специализированный класс. Обычно причинами низкой успеваемости у детей с гиперактивностью становятся невнимательность, импульсивность и отсутствие упорства, иногда в сочетании с задержками развития навыков к учебе. Некоторые из этих проявлений можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но медикаментов для устранения задержек развития нет. В таком случае малышу поможет исключительно обучение в специальных условиях, которые соответствуют его возможностям. Например, если у ребенка были диагностированы парциальные задержки развития навыков к учебе, его могут перевести в класс коррекции. Если же у ребенка наблюдается низкая успеваемость, однако его интеллект позволяет учиться лучше, его переводят в класс для догоняющих.

Остеопатическое лечение гиперактивности у детей

Свою эффективность в лечении гиперактивности показала остеопатия. Во время приема у остеопата происходит устранение механических повреждений костей черепа и восстановление нормального функционирования мозга, что зачастую и ведет к появлению такой патологии, как гиперактивность. Также остеопатия помогает избавиться от последствий травм, которые были получены малышом при родах и тем самым уменьшить симптомы болезни. Всего несколько приемов у квалифицированного врача-остеопата помогут значительно улучшить состояние ребенка: он станет спокойным и уравновешенным, начнет лучше воспринимать информацию и подолгу концентрироваться на одном занятии.

Медикаментозное лечение детей

В 75–80% случаев гиперактивности эффективно назначение медикаментозного лечения детям. Однако стоит помнить, что его действие хоть и будет заметным, но всего лишь симптоматическим. По этой причине медикаментозное лечение длительное, проводится в течение нескольких месяцев. Иногда целесообразность проводить медикаментозное лечение гиперактивности остается в подростковом возрасте и даже у взрослых. Родителям не стоит беспокоиться о том, что медикаментозное лечение не может полностью устранить заболевание. Существует множество других психических болезней, при которых также эффективна только многолетняя медикаментозная терапия.

Подавление проявлений гиперактивности облегчает социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Основывается медикаментозное лечение на нескольких важных принципах. Прежде всего врач должен подбирать дозу препарата не исходя из ощущений больного, а из объективного эффекта. Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя наблюдали за поведением малыша, чтобы можно было оценить эффективность лечения.

Единого мнения о том, когда нужно давать детям препараты, нет: только во время учебы или также в выходные дни. Если помимо проблем с учебой пациент испытывает сложности в общении с родителями и сверстниками, в таком случае медикаментозная терапия понадобится постоянно. В том случае, если лечение окажется эффективным, время от времени необходимо будет делать небольшие перерывы в нем. Это нужно, чтобы выяснить, сможет ли малыш обходиться без медикаментов. Первый подобный перерыв в лечении стоит сделать летом, поскольку в это время психологическая нагрузка на малыша меньше. Если пациент сможет обходиться без медикаментов, то в последующем терапию можно будет прерывать и во время учебного года.

Часто детям с гиперактивностью назначают психостимуляторы. Однако их действие чрезвычайно кратковременное, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребенка тогда, когда действие медикаментов еще не закончилось. Психостимуляторы успокаивают ребенка, повышают его способность сосредотачиваться, способствуют налаживанию отношений больного с окружающими. В настоящее время детям обычно назначаются такие психостимуляторы, как пемолин, метилфенидат и амфетамины.

Если психостимуляторы для детей оказываются неэффективными, им назначают прием нейролептиков или антидепрессантов. Однако нужно учитывать, что эти препараты детям целесообразно принимать только, если гиперактивность очень выражена. К тому же, эти препараты способны снижать внимание. Также такие медикаменты совершенно не способствуют адаптации пациента в социуме.

Психотерапия

В некоторых случаях целесообразным считается обучение родителей некоторым приемам психотерапии. В частности врач может объяснить родителям, как правильно общаться с ребенком, рассказать о методах поведенческой психотерапии, в частности о методике вознаграждения. Доказано, что регулярное применение психотерапевтических приемов помогает устранить напряженность в семье и создать благоприятную для лечения, развития, обучения обстановку. Однако в качестве метода радикального лечения гиперактивности психотерапия совершенно неэффективна. Ее можно назначать детям только, если гиперактивность слабо выражена.

www.osteopolyclinic.ru

Что такое гиперактивность у ребенка, признаки гиперактивности у детей, как снизить, признаки синдрома

Если ребенок время от времени забывает о своей домашней работе, мечтает во время занятий или беспокойно ведет себя за обедом — это нормально, ведь дети очень активны. Но когда действительно приходит время успокоиться, их обычно удается остановить. Две минуты он побегает с мячом, но через пять уже будет спокойно читать книгу. Но некоторые дети никак не могут усидеть на месте: их постоянно что-то беспокоит, они вертятся, хватают вещи и «плохо себя ведут» даже после длительных попыток утихомирить их разными способами. Это может говорить о наличии такого состояния как расстройство внимания с гиперактивностью. Из статьи вы узнаете о том, что такое гиперактивность у ребенка, чем опасно это расстройство и как с ним бороться.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокр. СДВГ) — неврологическая патология с хронической невнимательностью, импульсивностью и чрезмерной активностью. Начинается в детском возрасте, обычно до 7 лет. Расстройство встречается довольно часто, гиперактивные дети составляют около 5% общей популяции. Мальчики подвержены СДВГ чаще, чем девочки.

Гиперактивный это не просто активный. Взбудораженное состояние находится вне контроля ребенка с СДВГ: он ведет себя так не из вредности или отсутствия дисциплины. Такие дети часто и сами хотят успокоиться, но не могут этого сделать. Люди часто осуждают их, называют нарушителями спокойствия, критикуют за лень и недисциплинированность. На самом же деле этим детям требуется помощь специалиста, ведь гиперактивность ведет к трудностям в учебе, социальной дисфункции и проблемам с самооценкой. Если ребенок находится в постоянном движении и не умеет концентрироваться, то родителям стоит задуматься о том, нет ли у него СДВГ. Своевременная диагностика и лечение имеют большое значение: гиперактивный ребенок получит возможность адаптироваться и «перерасти» это состояние.

Признаки гиперактивности

Симптомы расстройства внимания с гиперактивностью начинаются до 12 лет, а иногда они заметны уже в 3 года. У гиперактивных детей проявления могут быть легкими, умеренными или тяжелыми. Если не была проведена своевременная коррекция, то они могут сохраняться и в зрелом возрасте.

Главными симптомами СДВГ являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у ребенка проявляется следующим образом:

  • проблемы с концентрацией, легко отвлекается, не может выполнять до конца ни игровые, ни учебные задания;
  • не обращает внимания на детали, постоянно делает ошибки и описки;
  • не слушает то, что говорят;
  • имеет трудности с выполнением инструкций;
  • есть проблемы с организацией и планированием;
  • избегает и не любит задачи, которые требуют внимания и концентрации;
  • постоянно теряет карандаши, игрушки и другие предметы;
  • забывает о важных делах, например, домашних заданиях.

При импульсивности и гиперактивности у ребенка признаки будут следующими:

  • не сидит на месте, дергается, извивается;
  • не может спокойно вести себя в классе во время урока или при других важных обстоятельствах;
  • хватается за несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое;
  • находится в постоянном движении;
  • бегает и лазает в неуместных местах;
  • не может тихо играть и отдыхать;
  • чрезмерно разговорчив и шумлив, часто перебивает;
  • не умеет ждать;
  • прерывает действия других людей, вторгается в личное пространство вмешиваться в разговоры, нарушает игры других детей;
  • действует без раздумий;
  • не способен сдерживать сильные эмоции, подвержен частым вспышкам гнева и истерикам.

Хотя многие дети от природы достаточно активны, дети с расстройством внимания и гиперактивностью, кажется, никогда не отдыхают. Даже когда они вынуждены сидеть неподвижно, что практически невозможно для них, то постукивают ногой, барабанят пальцами, вертят головой и так далее. Импульсивность детей с СДВГ приводит к проблемам с самоконтролем. Выполнять такие просьбы как «потерпи» и «подожди немного» для них намного труднее, чем для других детей.

Существуют три основных типа СДВГ:

  • с преобладанием дефицита внимания: характеризуется преимущественно невнимательностью и отвлекаемостью без гиперактивности;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности: характеризуется импульсивным и гиперактивным поведением без невнимательности и отвлекаемости;
  • смешанный тип, который представляет из себя сочетание первых двух и встречается статистически чаще других.

Может быть трудно отделить расстройство внимания с гиперактивностью от поведения в рамках нормы. Для постановки диагноза необходимо, чтобы у гиперактивного ребенка признаки заболевания наблюдались в течение 6 месяцев и более. Поведение такого ребенка не должно соответствовать поведению большинства детей в их возрастной группе. Например, все трехлетние дети имеют короткие интервалы внимания и порой могут быть очень энергичными. Также важно помнить, что все дети разные. Тот факт, что один ребенок более оживлен, чем его брат, не означает, что у него расстройство. Симптомы должны проявлять себя в разных жизненных ситуациях. Если они наблюдаются только в определенных обстоятельствах (к примеру, только в школе), то вряд ли это болезнь. Если же признаки гиперактивности у детей наблюдаются часто и в любых ситуациях — дома, в школе и во время игры, то самое время насторожиться.

Причины гиперактивности у детей

Точная причина синдрома до конца не определена, но считается, что это сочетание нескольких факторов:

  1. Генетическая предрасположенность: у гиперактивных детей проявления причины семейной предрасположенности хорошо прослеживаются. Если у одного из родственников было диагностировано СДВГ, вероятность того, что у другого члена семьи также разовьется это расстройство, составляет 25-35% по сравнению с 4-6% населения в целом.
  2. Проблемы во время беременности и родов: угроза прерывания беременности, преждевременные роды, тяжелый токсикоз, инфекционные или хронические заболевания матери, злоупотребление спиртным во время беременности и так далее. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев у гиперактивного ребенока причины и последствия этих состояний будут встречаться в анамнезе.
  3. Особенности функционирования центральной нервной системы, повреждения головного мозга и дисбаланс нейромедиаторов. У людей с СДВГ обнаружен низкий уровень дофамина. Также позитронно-эмиссионная томография головного мозга показывает, что метаболизм мозга у детей с СДВГ ниже в областях, которые контролируют внимание, социальные суждения и движение.
  4. Неблагоприятная экологическая и социальная среда.
  5. Неправильное питание.

На появление гиперактивного ребенка причины оказывают влияние в сочетании друг с другом. Нельзя выделить единый фактор, однако исследования, проводимые в США и Европе, дают возможность предполагать, что возникновение расстройства на 80% зависит от генетики. Но даже если при гиперактивности причинами первой линии являются генетические факторы, для развития полной клинической картины этой патологии необходимо влияние окружающей среды.

Лечение гиперактивности у детей

Независимо от того, являются ли невнимательность, гиперактивность и импульсивность следствием СДВГ, эти симптомы могут вызвать много проблем, если их игнорировать. Дети, которые не могут сосредоточиться и контролировать себя, всюду сталкиваются с жизненными трудностями, которые приводят к разочарованиям и стрессам всю семью.

Лечение синдрома гиперактивности у детей может различаться в зависимости от ситуации. Обычно применяются следующие подходы или их комбинация:

  1. Психотерапия: различные психотерапевтические методики позволят ребенку справиться с поведенческими проблемами при помощи коррекции мышления и изменения отношения к ситуации. Решится вопрос того, в какое русло лучше направить гиперактивность и импульсивность. При детской гиперактивности лечение сеансами психотерапии проводится как для самого ребенка, так и для родителей. Близких родственников учат, как правильно структурировать свои действия и помогать ребенку скорректировать поведение. Помимо решения основной проблемы, психотерапия дает детям и родителям поддержку и мотивацию.
  2. Педагогическая и нейропсихологическая коррекция при помощи специальных упражнений.
  3. Медикаменты: лечение гиперактивности у ребенка в некоторых случаях может требовать включения фармакотерапии. Применяются мягкие, хорошо изученные препараты в малых дозах.
  4. Разрабатываются рекомендации по коррекции образа жизни и проводится обучение родителей.

Для гиперактивного ребенка лечение значительно облегчает многие симптомы СДВГ, но не устранят патологию сразу. Может потребоваться время, чтобы определить, что лучше всего подходит для каждого случая.

Когда ребенок гиперактивен, невнимателен или импульсивен, родителям требуется огромное количество энергии, чтобы заставить его выслушать, выполнить задание или просто посидеть спокойно. В итоге даже простые повседневные вещи становятся изматывающими, что негативно влияет на настроение и семейную атмосферу. К счастью, психологии и психотерапии известны шаги, которые позволяют восстанавливать контроль над ситуацией, одновременно помогая ребенку максимально использовать его способности.

При наличии гиперактивности у детей школьного возраста лечение особенно необходимо, потому что в противном случае это состояние может привести к таким последствиям как постоянное осуждение со стороны других людей, трудности в получении образования, проблемы с общением и признанием у сверстников, повышенная вероятность травм и несчастных случаев, высокий риск возникновения алкогольной и наркотической зависимостей.

Внимание, активность и самоконтроль развиваются постепенно, по мере взросления. Дети получают эти навыки с помощью родителей и учителей. Когда их дефицит приводит к проблемам в школе, дома и при общении с друзьями, то это становится проблемой. Если вы задаетесь вопросом о том, как снизить гиперактивность у ребенка, то лучше не откладывать обращение к специалисту. При своевременной коррекции проблема успешно устраняется, позволяя детям полноценно раскрывать свой умственный и творческий потенциал.

cmzmedical.ru

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, симптомы и лечение

  • Главная » Статьи » Врачи и пациенты » Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, симптомы и лечение
Врачи и пациенты

04.10.2019

2019-10-04
Марина Левичева

0

med.vesti.ru

симптомы и причины. Черта характера или болезнь?

Ваш малыш выделяется среди других детей: он «живчик» и «вечный двигатель»? Как только утром делает первый шаг, то сразу бежит куда-то, опережая самого себя? Или он задает тысячу  вопросов и одновременно старается открутить очередную деталь от старого радиоприемника?

Если всё это про вашего малыша, то, возможно, вы — родители ребенка, у которого синдром гиперактивности.

Однако не спешите расстраиваться из-за того, что ваш кроха страдает от этого недуга. Вероятно, он здоров и всего лишь спешит познать окружающий его мир. Ведь подвижность, любопытство, непоседливость — это естественные стремления маленького человечка и проявления его характера. 

Поэтому давайте попробуем разобраться в некоторых понятиях и в самом заболевании, а также в загадочных абривиатурах, которые могут появиться в медицинской карточке вашего ребенка после посещения невропатолога. 

Что представляет собой гиперактивность?

Как правило, на первый план проявления недуга выходит избыточная активность малыша. Однако чаще всего основная проблема заключается в том, что ребенок не может сконцентрировать свое внимание надолго на чем-то конкретном, из-за чего у него возникают проблемы с обучением и памятью. Поэтому это заболевание получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В зависимости оттого, что превалирует (гиперактивность или дефицит внимания) выделяют три варианта течения СДВГ:

I. Синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания.

II. Изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, эти детки постоянно «витают в облаках», они тихие и спокойные, но плохо концентрируют свое внимание.

III. Сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Этот вариант встречается наиболее часто.

К сожалению, с каждым годом количество детей, которые страдают от этого недуга, становится всё больше и больше. 

Каковы причины заболевания? 

Существует три основные группы:

·        Наследственная предрасположенность

Предполагают, что заболевание развивается из-за мутации в генах, регулирующих обмен дофамина (специфического вещества, участвующего в передаче нервных импульсов). Нередко у малыша с СДВГ есть близкие родственники, которые имели подобные нарушения в детстве.

·        Неблагоприятные факторы, возникающие во время беременности и родов

Примерно в 60-70% случаев они играют ведущую роль в развитии этого недуга. Сюда относят всякие «мелочи», которые быстро забываются, как только становится ясно, что самое страшное осталось позади:

* угроза прерывания беременности и внутриутробная гипоксия (кислородное голодание) плода,

* токсикоз, стресс (даже пустяковая обида), курение и нерациональное питание во время беременности,

* стремительные или затяжные роды, кесарево сечение.

* поражения центральной нервной системы ребенка во время беременности и родов, недоношенность (вес при рождении менее 2500 гр.).

·        Социально-биологические факторы

Частые конфликтные ситуации в семье, развод родителей, неблагоприятные условия проживания, неправильная линия воспитания (нетерпимость, излишняя строгость к ребенку) тоже вносят немалую лепту в развитие заболевания.

Какие изменения происходят в головном мозге при СДВГ?

Как правило, толчок к развитию недуга дает несколько факторов в совокупности, которые ведут к возникновению минимальных мозговых дисфункций (ММД). При этом состоянии не возникает грубых нарушений структур головного мозга, но есть какие-то минимальные их повреждения.

ММД ведет к тому, что нервная система малыша начинает работать по-особенному: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Хотя в норме между ними должно быть некое равновесие.

В результате кроха легко загорается, у него много энергии, которая выплескивается через край. Однако, к сожалению, остановится вовремя и самостоятельно он уже не может.

Как проявляет себя недуг?

Дорогие мамы, при синдроме дефицита внимания или гиперактивности грань между патологией и нормой зачастую очень тонка. Поэтому наличие или отсутствие у вашего ребенка заболевания может определить хороший специалист только после комплексного обследования. Но, чтобы обратиться к нему, вы должны понять «претендует» ли вообще ваш малыш на этот диагноз.

Итак, приступим…

Основные признаки заболевания:

·        Ребенок не знает ни минуты покоя: он суетлив, постоянно двигается (часто без определенной цели) или ёрзает на месте, голова вертится в разные стороны. Если малыш не суетиться сам, то его руки находятся в постоянном движении: он что-то теребит, барабанит пальцами и так далее.

·        Нередко у крохи появляются неуклюжие движения. Поэтому он частенько «не вписывается в поворот», роняет или ломает вещи, проливает чай или молоко. В результате вокруг ребенка постоянный хаос, он всё время ходит в синяках и ссадинах.

·        У малыша с СДВГ недостаточный самоконтроль: даже если он устал, то продолжает двигаться, а, выбившись из сил, начинает истереть и плакать. Он не может сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном хотя бы на некоторое время.

·        У крохи есть проблемы со сном: он засыпает с трудом и спит недолго, излишне бодрствует, часто вздрагивает или вскрикивает во время сна. 

·        Такой особенный ребенок гораздо более сложен во всем: достаточно какого-то минимального воздействия, чтобы у него началась неконтролируемая реакция — смех, плач.

·        Малыш задает много вопросов, но не дослушивает ответы на них, поскольку быстро отвлекается.

·        Нередко такой особенный ребенок с трудом адаптируется в коллективе. В силу своей нетерпеливости он конфликтует со сверстниками и взрослыми, не признает авторитетов, не способен предвидеть последствия своего поведения. Таким образом, образуется «порочный круг», который может усугубить уже имеющиеся проблемы с обучением.

·        У малыша с СДВГ нередко нарушена мелкая моторика. Поэтому ему трудны скрупулезные действия: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие.

Кроме того, иногда ему сложно нарисовать мелкие детали или закрасить рисунок так, чтобы попасть в контур.

Зачастую у ребенка нарушена письменная речь: некоторые слова он может не дописать или начать писать их с второй-третьей буквы. То есть у него мысли опережают действия. Причем ребенок может несколько раз проверить написанное, но так и не заметить своих описок, что еще раз подтверждает наличие у него синдрома дефицита внимания.

Динамика развития заболевания

Нередко самые первые признаки недуга появляются рано: еще в возрасте до одного года. Малютка очень чувствителен к внешним раздражителям: звукам, искусственному свету, маминым манипуляциям, которые связаны с уходом. У крохи громкий плач и ему трудно остановиться.

Когда малыш начинает посещать детский сад, становится понятным, что проблема лежит гораздо глубже. Поскольку зачастую воспитатели жалуются, что ребенок неуправляем, расторможен, неспособен сконцентрировать свое внимание и усидеть на занятиях, а также выполнить минимальные требования. Причина такого поведения заключается в том, что центральная нервная система крохи неспособна справится с новыми требованиями.

Как правило, ситуация усугубляется в разы, когда ребенок начнет посещать подготовительную группу или школу. Это связанно с тем, что на несозревшие мозговые структуры усиливаются нагрузки (физические, психические), которые вызывают переутомление. В результате малыш становится неуравновешенным и вспыльчивым. У него может понизиться самооценка, а также появиться тики (подергивание века, частое моргание и другие), головные боли, беспричинный страх и даже заикание. Это приводит к низкой успеваемости в школе — несмотря на высокий интеллект.

Разумеется, у каждого ребенка признаки заболевания появляются не все и не сразу, а степень их выраженности варьирует. Поэтому заболевание может протекать в легкой, средней и тяжелой форме.

Так, когда же вы должны забить тревогу? Как понять, что ваш малыш нуждается в помощи?

Для этого существуют основные диагностические критерии:

·        Говорить о дефиците внимания можно, если у ребенка в течение шести месяцев постоянно наблюдаются любые шесть из ниже перечисленных симптомов:

o   трудно сосредотачивается на задании, и не может выполнить его без ошибок,

o   не доводит начатую работу до конца,

o   не может организовать порядок своих действий,

o   часто отвлекается, выполняя задания (посмотреть в окно, выпить воды и так далее),

o   отказывается от занятия или работы, которая требует усидчивости,

o   не вслушивается в слова, даже если они обращены к нему,

o   забывает ежедневные дела (убрать постель, умыться, одеться и так далее), часто теряет вещи,

·        Говорить о гиперактивности можно, если у ребенка в течение шести месяцев непрерывно наблюдаются четыре любых из ниже перечисленных симптомов:

o   постоянно двигается, ёрзает, почесывается и так далее,

o   не может усидеть на уроках, вскакивает с места без разрешения,

o   бегает без определенной цели «как заведенный», карабкается куда-то (даже в ситуациях, когда это неуместно),

o   не может спокойно отдыхать, играть и соблюдать правила игры,

o   кричит «с места» на уроках или, не дослушав до конца вопрос, начинает отвечать на него,

o   не дожидается своей очереди (например, в игре).

Маме на заметку

Ребенок с СДВГ одинаково ведет себя везде (дома, в садике, в школе, во дворе) и со всеми (сверстниками, взрослыми). Тогда, как обычный малыш может быть непоседливым и беспокойным дома, но в садике, с малознакомыми людьми или в гостях кроха ведет себя куда спокойнее.

 

P.S. Если вы подозреваете у своего малыша синдром гиперактивности, обязательно обращайтесь к специалистам: невропатологу (он назначит лекарственные препараты при необходимости) и по возможности к нейропсихологу (он предложит определенную коррекционную программу именно для вашего малыша). Поскольку, чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что ваш малыш нормально адаптируется в коллективе, у него будет хорошая успеваемость в школе, а, повзрослев, он сможет полностью себя реализовать.

 

О коррекции этих проявлений и правилах для родителей гиперактивных детей - следующая статья Гиперактивный ребенок: что делать!

 

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

врач-ординатор детского отделения

фото: http://globallookpress.com/

www.u-mama.ru

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ - это... Что такое ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?


ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома - это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки - гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость - бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании. СДВГ встречается в США у 3-5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины - наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства. Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов. Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком. К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

  • ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Смотреть что такое "ГИПЕРАКТИВНОСТЬ" в других словарях:

  • гиперактивность —    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (с. 149)    Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет… …   Большая психологическая энциклопедия

  • гиперактивность — сущ., кол во синонимов: 3 • активность (28) • сверхактивность (3) • суперактивность …   Словарь синонимов

  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — (от греч. hyper – над, сверх + активность). Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. В учебном …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Гиперактивность — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Добавить иллюстрации. Викифицировать статью …   Википедия

  • Гиперактивность — ( гр. – сверхактивность) – нервно психическое качество личности, проявляющееся в формах сверхнормативной социальной активности. Гиперактивность – это неугомонность, импульсивность реакций, повышенная инициативность и двигательная активность,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • гиперактивность — hiperaktyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Padidėjęs vaikų pojūtinis ir judėjimo aktyvumas dėl kurių nors brendimo ar laikinų sveikatos sutrikimų. Hiperaktyvumas pasireiškia nepastoviu dėmesiu, blogu mokymusi,… …   Sporto terminų žodynas

  • Гиперактивность —     комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Г. негативно сказывается на взаимоотношениях с… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гиперактивность — неадекватная, повышенная и обычно непродуктивная двигательная активность (сверхактивность маниакальных пациентов, пациентов с гиперактивностью и дефицитом внимания, ажитация пациентов в состоянии тревоги, беспорядочная суетливость пациентов со… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — Энергичная, неадекватная двигательная активность. См. дефицит внимания с гиперактивностью …   Толковый словарь по психологии

  • гиперактивность —    комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.    Долгие годы повышенная возбудимость и… …   Дефектология. Словарь-справочник


dic.academic.ru

гиперактивность - это... Что такое гиперактивность?

   ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (с. 149)

   Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение - это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы.

   Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребенок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится «держать себя в руках», планировать свое поведение, воздерживаться от поспешных шагов, отвлекающих от серьезной цели.

   Однако не каждому удается этому научиться. Иной ребенок, перестав быть милым непоседой, становится в глазах окружающих «неусидчивым», а то и «несносным». Ведет он себя неадекватно, учится скверно, и немудрено, что его жизнь превращается в ад, ибо ни одну проблему он толком решить не в состоянии.

   Проблема гиперактивности стара как мир, хотя серьезные научные изыскания в этой области начались немногим более четверти века назад. Словно восполняя накопившийся дефицит, специалисты разных отраслей принялись исследовать и обсуждать то, что ранее казалось малозначимым и банальным. Появились специализированные журналы, стали ежегодно проводиться международные научные конференции по гиперактивности (последняя состоялась в мае прошлого года в Зальцбурге). Феномен «плохого поведения» превратился в патологический синдром, который нуждается в адекватной диагностике, лечении и коррекции.

   А что же на самом деле за ним стоит?

   Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «дикой резвости» ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание многими рассматривалось как привитие ребенку дисциплины: научи сына послушанию, и тогда легко научишь всему остальному. Если желаемого результата достичь не удавалось, такая неудача относилась на счет труднообъяснимых индивидуальных особенностей характера, а также упущений в воспитании, которое, вероятно, было недостаточно строгим.

   Переход к массовому школьному обучению заставил внимательнее рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.

   Французские авторы Ж. Филипп и П. Бонкур в книге «Психические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык книга вышла в 1911 г.) среди «психически ненормальных учеников», наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников. Приводимое ими описание настолько узнаваемо, что любой современный практик легко дополнит его конкретными примерами:

   «В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остается за ними до тех пор, пока воспитатель не заметит, что все их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность прямо-таки изумительна: они никогда не сидят на одном месте и каждую минуту без причины вскакивают из-за стола. Играя, они быстро переходят от одной игры к другой. Их умственная подвижность ничуть не меньше: едва принявшись за чтение, они уже хотят писать и считать».

   Авторы также отмечают: «Не следует забывать о двух типах недисциплинированных: один - сознательный, самопроизвольный... другой — болезненный. Описанный нами тип имеет болезненную основу, а именно патологическое состояние нервной системы. Это — больные... В интересах будущего таких детей на них надо воздействовать одновременно медицинскими и педагогическими приемами».

   Хорошо известны медицинские приемы, которые использовались в подобных случаях. Это были общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры - небесполезные, но крайне малоэффективные в педагогическом плане, а также лекарственные препараты успокаивающего, или, иначе говоря, тормозящего, действия.

   Что же касается педагогических методов, то Ж. Филипп и П. Бонкур без особого энтузиазма характеризуют их так: «Только опытному воспитателю, привыкшему соразмерять свое преподавание с умственной вместимостью своих учеников и давать его в строго размеренных дозах, удается поддерживать некоторое время вечно подвижное и рассеянное внимание таких учеников. Но и тогда даже ученик все скоро забывает, и, чтобы вбить какие-либо понятия в его неустойчивые мозги, приходится постоянно прибегать к повторению и к вдалбливанию (mar-tellement). Отсюда вытекает необходимость ограничиваться самым элементарным, не охватывая слишком обширное поле изучения».

   В отечественной психолого-педагогической науке гиперактивности также уделялось внимание, однако отнюдь не первостепенное. Так, известный психиатр В.П. Кащенко выделял широкий спектр нарушений характера, к которым, в частности, относил и «болезненно выраженную активность». В его посмертно изданной книге «Педагогическая коррекция» читаем: «Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т.е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психофизическое свойство мы признаем нормальным, желательным, крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребенок вялый, малоподвижный, шатичный. С другой стороны, чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, также привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем, что ребенок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни одной минуты, ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеется, забавляется, вечно о чем-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолетное явление не ускользает от его уха и глаза: он все видит, все слышит, но весьма поверхностно... В школе такая болезненная подвижность создает большие затруднения: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный. Не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормозов, нет должного самоконтроля. Все это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью. Эта психомоторная повышенная активность находит затем свое крайнее выражение в психической болезни, называемой маниакально-депрессивным психозом».

   Описанный феномен Кащенко относил к «недостаткам характера, обусловленным преимущественно активно-волевыми моментами», выделяя также в качестве самостоятельных недостатков отсутствие определенной цели, рассеянность, импульсивность поступков. Признавая болезненную обусловленность этих явлений, он предлагал в основном педагогические способы их исправления - от специально организованных физических упражнений до рационального дозирования учебной информации, подлежащей усвоению.

   С рекомендациями Кащенко трудно поспорить, однако их расплывчатость и обобщенность вызывают сомнения в их практической пользе. «Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать на них, словом, осуществлять их. Для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребенку и усложняться лишь по мере развития его сил».

   Это бесспорно, но едва ли достаточно. Совершенно очевидно, что на таком уровне решать проблему не удается.

   С годами бессилие педагогических методов коррекции гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

   Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему - ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен.

   Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом.

   В зарубежной науке, преимущественно американской, особое внимание было уделено также когнитивному компоненту - нарушениям внимания. Был выделен особый синдром - дефицит внимания с гиперактивностью - Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD). Многолетнее изучение этого синдрома позволило выявить его чрезвычайно широкую распространенность (по некоторым сведениям, им страдают от 2 до 9,5% детей школьного возраста во всем мире), а также уточнить данные о причинах его возникновения.

   Разные авторы пытались связать детскую гиперактивность со специфическими морфологическими изменениями. Начиная с 70-х гг. особый интерес исследователей привлекают ретикулярная формация и лимбическая система. Современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю и прежде всего - префронтальную область.

   Представления о вовлечении лобной доли при СДВГ основываются на сходстве клинических симптомов, наблюдающихся при СДВГ и у больных с поражением лобной доли. У пациентов обеих групп отмечаются выраженная изменчивость и нарушенная регуляция поведения, отвлекаемость, слабость активного внимания, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость и отсутствие контроля импульсов.

   Определяющую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы канадской исследовательницы когнитивистской ориентации Дуглас, впервые в 1972 г. рассмотревшей дефицит внимания с аномально коротким периодом его удерживания на каком-либо объекте или действии в качестве первичного дефекта при СДВГ.

   При уточнении ключевых характеристик СДВГ Дуглас в своих последующих работах наряду с такими типичными проявлениями этого синдрома, как дефицит внимания, импульсивность моторных и вербальных реакций и гиперактивность, отметила необходимость существенно большего, чем в норме, подкрепления для выработки поведенческих навыков у детей с СДВГ. Одной из первых она пришла к выводу о том, что СДВГ обусловливается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций.

   Работы Дуглас и послужили основанием для введения в 1980 г. в классификации Американской психиатрической ассоциации DSM-IV и затем в классификации МКБ-10 (1994) диагностического термина «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

   Согласно самой современной теории, дисфункция лобных структур может быть обусловлена нарушениями на уровне нейромедиаторных систем. Становится все более очевидно, что основные изыскания в данной области относятся к компетенции нейрофизиологии и нейропсихологии. Это, в свою очередь, диктует и соответствующую специфику кор-рекционных мероприятий, которые и по сей день, увы, остаются недостаточно эффективными.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Гиперактивность - это... Что такое Гиперактивность?

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Причины и симптомы гиперактивности

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков[1]. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%.

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

Дефицит внимания:

  • Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, небрежные ошибки;
  • Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
  • Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;
  • Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое;
  • Ребёнок избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;
  • Частые потери нужных вещей;
  • Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом;
  • Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Гиперактивность и импульсивность:

  • При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле;
  • Частые подъёмы с места;
  • Резкий подъём с места и быстрый бег;
  • Невозможность участия в спокойном досуге;
  • Ребёнок действует, как будто «заведенный»;
  • Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;
  • Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос;
  • Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
  • Вмешательство в разговор или деятельность других.

Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

См. также

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

причины, признаки СДВГ, что делать родителям?

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Как отличить гиперактивность от активности?

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

vospitulya.ru

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Диагноз

гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух–трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома – это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки – гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость – бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.

СДВГ встречается в США у 3–5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины.

Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства.

Лечение

ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов.

Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.

К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

См. также ВИТАМИНЫ.

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Здоровье и медицина»

Как звали кардиохирурга, который выполнил первую в мире пересадку сердца от человека человеку?

www.krugosvet.ru

Ответы Mail.ru: Что такое гиперактивность?

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется. Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома - это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки - гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость - бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании. СДВГ встречается в США у 3-5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек. Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины - наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства. Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов. Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на до

Это когда соседским детишкам хочется- НОГИ ВЫДЕРНУТЬ !!!

Очень очень активный человек. Не сидит на месте

Если просто - шило в соответствующем месте

Это несколько неправильная работа мозга - когда одни части работают медленно и с трудом, а их нагрузку компенсируют другие части, а значит нагрузка на них двойная. Гиперакивность (или синдром дефицита внимания) чаще характерна для мальчиков. Гиперакивные дети хуже контролируют себя и свои желания, более капризны, агрессивны, часты задержки речевого развития, нервное напряжение у них очень часто реализуется в повышенную двигательную активность (шило в попе:)) . Зато они часто талантливы в какой то области - раньше свестников начинают ходить, рисовать, читать, считать и пр. - кто во что горазд. Кто-то говорит о феномене индиго, но по моему это бред.

touch.otvet.mail.ru

Гиперактивность - это... Что такое Гиперактивность?

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Причины и симптомы гиперактивности

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков[1]. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%.

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.

Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

Для диагностики необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий.

Дефицит внимания:

  • Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, небрежные ошибки;
  • Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
  • Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;
  • Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое;
  • Ребёнок избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;
  • Частые потери нужных вещей;
  • Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом;
  • Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.

Гиперактивность и импульсивность:

  • При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле;
  • Частые подъёмы с места;
  • Резкий подъём с места и быстрый бег;
  • Невозможность участия в спокойном досуге;
  • Ребёнок действует, как будто «заведенный»;
  • Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;
  • Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос;
  • Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
  • Вмешательство в разговор или деятельность других.

Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.

См. также

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Примечания

Ссылки

dis.academic.ru


Смотрите также